Агни Йога, 573
Нервные удушья часто происходят от перегружения Чаши без сознательного пользования ею. Дети тем же могут недомогать, показывая, что прежний опыт был значителен. Конечно, заботливое попечение и спокойное занятие будут уравновешивать борьбу духа и тела. Также гортань, зубы и глаза могут напоминать о борьбе накоплений без выявления. Также следует обратить внимание на образование так называемой чахотки, которая также может быть вызываема центром Чаши.
Давно указывалось на значение Манаса1; не может такое хранилище, как Чаша, не иметь значения для окружающего. Могут быть облегчающие средства, но аммоний, ментол, эвкалипт и смола кедра будут лишь смягчать состояние, но средством-панацеей будет воспитание психической энергии.
1 Манас (санскр., букв. разум) — ментальное тело, ум, мыслящая природа человека. Теософия выделяет два вида ума — Высший Разум, или Большой Манас, Божественное Самосознание, способное творить мир, и низший разум, Кама-Манас (букв. ум желаний), обслуживающий побуждения низшей природы человека. Манас, относящийся к одному из семи так называемых принципов человека, которые меняются в процессе его эволюции. Е.И.Рерих по этому поводу пишет следующее: «Согласно эволюционному закону, пятый принцип (Манас) не должен получить полного развития до пятого круга. Так все преждевременно развитые разумы (на духовном плане) в нашей расе являются а-нормальными: они те, кого Великие Учителя называют „людьми пятого круга“. Даже в грядущей седьмой расе нашего четвертого круга, тогда как наши четыре низших принципа будут вполне развиты, принцип Манаса будет развит только лишь пропорционально. Это ограничение, однако, относится лишь к духовному развитию или высшему разуму. Всегда следует иметь в виду разницу между Манасом высшим, или духовным разумом, и Кама-Манасом, или интеллектом, рассудком. Так, развитие интеллекта, или Кама-Манаса было достигнуто в четвертой коренной расе нашего круга» (Письма Е.И.Рерих, 18.06.1935)