Грани Агни Йоги 1952, 372
1952 г. 372. (Авг. 6). Пиши. Ритм устанавливаемый важен. Лучше каждый день и лучше без пропусков, хотя бы и немного. Ритм — могучая сила и многое облегчает. В сущности говоря, вся жизнь Космоса основана на ритмах. Скорость ударов, или биение, то есть продолжительность времени между чередованием ударов противоположностей напряжения, различна, от миллионной доли секунды до миллиардов лет. Жизнь есть явление ритма. Аспект различных чередований наблюдаем везде и во всем, от пульса сердца до солнечной и мировой Пралайи. Улавливая ритм природы и явлений, можно предугадать течение даже исторических событий, которые, как и всё, тоже подчинены ритмам. Две противоположных точки качания маятника можно уподобить верхней — высшей, и низшей точке круга, ибо сущность ритма выражается кругом и переход от этих точек постепенен. Значит, ритм связан с понятием окружности. Но так как все движется во времени, то круг превращается в спираль. Назовем ее Спираль Эволюции. Во времени движется и спираль зла, и тоже восходит, но это восхождение, или развитие зла, в данном частном случае именно зла, не есть восхождение к Свету. Но зло есть явление частного, но не Космического масштаба. Хаос не есть зло, но нечто иное. Возвращение в Хаос, или разложение, есть зло, но Хаос есть нечто, из чего Строители созидают. Извечная борьба есть созидание и борьба творящей мысли с Хаосом. В этом — сущность Эволюции. И ритм есть стержень, или основа, космического строительства. Движение ритмично, но движения Хаоса лишены ритма. Хаос и ритм эволюции — два антипода бытия. Противоположные точки спирали эволюции обуславливают друг друга. Так ужасы Армагеддона обуславливают поле Светлого Града. Аналогичность колец спирали не означает полного тождества. Чем выше кольца спирали, тем больше различия в явлениях. Известная аналогия остается, но на высшей шкале, или ступени. Нисходящая спираль эволюции восходит во времени, как, например, расцвет или гибель цивилизации, или жизнь дерева, или вообще всякая жизнь. Сперва кульминация, потом затухание, чтобы вспыхнуть снова. Итак, жизнь построена на ритмах: по зиме угадываем лето, по ночи — день, по молодости — старость. Закон противоположностей выражается в ритмах. Можно установить эти ритмы сознательно. Допуская явление тактики Адверза, Мы Применяем явление ритма по закону противоположения. Но рычаг вызываемых явлений в Наших Руках. Закон ритма — Закон Космический и основной. Наблюдая усиление отрицательных явлений, знайте мощь противоположного полюса. Поверх малой двойственности есть всегда двойственность большая. Цикл дня и ночи, цикл года, цикл планетный и так далее. Перенесение сознания из циклов малых в большие расширяет сознание и приобщает его к жизни Космоса. Сознанием можно потонуть в бесконечном калейдоскопе дней и ночей и даже секунд, ибо жизнь разбита на единицы. Но осознание цикла, хотя бы планетного, его значения, цели и огненного завершения спирали глобуса уже поднимает сознание в область высших явлений. В этом — отрыв от Земли и приобщение к Нашему Миру, Миру Космической правды. Из сферы интересов толпы и момента сознание возвышается до понимания космического и сверхличного. Только в ритме истинное движение. Потому, устанавливая ритм в своей жизни, входим в орбиту непреложности.
Отвечаю на вопрос — не замолкнет ли Голос Учителя? Нет, ибо звучит crescendo1.
Что же еще Скажу вам? Скажу еще, и очень важное. Ритм, сознательно устанавливаемый, есть основа непреложности получения высшего знания. И перебивать установленный ритм не следует. Как-то и при всяких условиях надо держаться его всегда всею силою духа. Жизнь ученика есть жизнь ритма. Так постепенно сознание, установив свой ритм, может войти в ритм Космоса. Ритм исключает случайность. Ритм утверждает непреложность. Ритм — рычаг эволюции. Ритм — это канва психотехники Архата, ибо даже «колесо исполнения» движется ритмически. Наши построения основаны на знании законов ритма, потому безошибочны. Так же и Наши прогнозы. Надо понять и усвоить сущность значения ритмов.
1 Crescendo — возрастая, усиливаясь (муз.).