Грани Агни Йоги 1952, 394

1952 г. 394. Подчинение природы или стихий, ее выражающих, может идти двумя путями: путем магическим и путем йогическим. При первом пути вся сила человека полагается в формулах и внешних атрибутах магии, то есть вовне, при втором — в силе духа человека, то есть внутри. Первое — все чужое, а потому временное, второе — все свое, неотъемлемое. Как быть магу в Тонком Мире, лишенным всех своих инструменталиев, жезлов, курений и прочего? В этом его ограниченность. Йогу ничего не нужно, все заключено в чудесном аппарате микрокосма. И чем выше план, тем легче и независимее может он действовать. И чем выше, тем эффективнее. И основа его могущества — мысль, или порабощенный и обузданный огонь. Огненная энергия — его оружие и мощь, подчиненная его воле. Вездесущая и всёпроникающая энергия мысли-огня творит по его слову. Нужно увидеть ее присутствие везде и во всем. Но главным образом — в функциях самого микрокосма. Звук голоса, буквы, слова — огни в действии. Мысли, чувства, эмоции — огни разных степеней. Функции тела, каждое трепетание нерва — огонь. Клеточка — огненный микро-микромир. Итак, микрокосм есть аппарат огненный и мир огненный, ограниченный своей сферой. Все прочие стихии, в нем заключенные и с ним связанные, являют значение второстепенное. Изъятие из организма элементов огня означает его уничтожение. В мертвом теле имеем пример отделения стихии огня от земли. Низшая ступень власти над материей и стихиями выражена в каждом человеке, который по своей воле живет, то есть ест, пьет, двигается, думает. Но воле йога микрокосм подчинен сознательно, и на всех трех планах. Йог функционирует на них так же свободно, как обыватель на Земле, то есть тоже сознательно. Три луча — суть выразители светоделимости микрокосма на трех планах. До разделения надо зажечься, то есть дать огонь, свет и луч. Мысль его, окрашенная его лучом, несет на себе печать власти исполнения. Где и как осуществляет человек свои мысли? На Земле и видимо. А йог? Высшее творчество мысли есть творчество невидимое. Мы Пребываем в Твердыне, и, однако, мысли-прообразы Наши осуществляются на Земле, и в видимых формах, и руками человеческими. Так учится творить ученик: огнем мысли. Огненное творчество человека, коснувшегося основ, переходит границы обычного.

Вот сейчас ведешь запись. Что делаешь? Продукты огненного творчества Владыки ухватываешь сознанием по мерке его и отливаешь уже в свои формы, облекая их словами. Чтобы дать, надо уметь взять. Чтобы творить, надо уметь воспринять. В этом — полюсность огня. И в центре этого двуродного пламени — он, победитель огненной стихии, вооруженный тремя лучами, любимый сын и ученик.