Грани Агни Йоги 1952, 472

1952 г. 472. (Сент. 24). Очень трудно сосредоточиться и писать. Будем писать о красоте знания.

Закон — это синтез, объединяющий все явления одного и того же порядка. Закон один, но бесчисленны явления, ему подчиненные. Бесчисленны явления, но ограничено число Основных Законов Вселенной. Всё подчинено законам. Изучая их, мир беспредельных манифестаций вводим в рамки определенного числа основных принципов. Как можно изучить Космос только путем изучения его Законов? Как можно подойти к изучению Беспредельности? Только созерцая ее сквозь призму закона. Закон — это форма проявления бытия всякой вещи. Есть мир проявленный — вещей и явлений, и мир принципов, или законов, на основе которых происходит проявление всякой вещи, и ключ к нему лежит в знании закона. Постижение закона избавляет от необходимости изучать явления до бесконечности. Подобно тому как понятие дерева включает в себя все деревья Космоса, так и закон обнимает все, что ему подчинено. Основных законов немного, но обнимают Беспредельность. И мир, как высшая точка пирамиды, венчающая ее, может быть выражена в Едином Законе. Чем ниже, тем больше точек выражения, и тем больше и сложнее законы, и тем они менее значительны и менее космичны. Чем выше, тем более велик закон. Подножие тонет в бесконечности подразделений. От множественности идет путь к единству, от бесконечности правил и малых законов поднимаясь выше к Единому Закону Космоса. Быть может, этот закон Любовь или Бог. Но он — Единый и Высший Закон Мира, или Принцип — есть, и им держится весь Космос. Чем выше закон, тем сильнее его синтетическая сущность и тем синтетичнее сознание, его постигающее. Значит, синтез сводится к познанию Космических Законов, с тем чтобы сквозь их формы понимать мир в едином его уявлений, единых законов. Великие Законы имеют Бытие в Вечности и лежат вне времени и преходимости материального мира. Закон есть аспект Вечности, есть Камень Вечного Основания Жизни. Проходит все, но не Закон, подчиняясь которому течет преходящее. Познание Законов Космоса есть путь в Вечное, к бессмертию и Беспредельности, ибо сама Беспредельность выражена в форме Закона.