Грани Агни Йоги 1952, 602
1952 г. 602. «Я хочу знать, я хочу видеть, я хочу ощущать явления Тонкого Мира для познавания», — так говорит ученик. Можно и возможно все, но для определенной цели, то есть целесообразно. Целесообразность — основа продвижения. Человек живет для познания. В этом цель его бытия. Для этого дается жизнь и здесь, и в мирах. Познается все сущее во всех аспектах и во всех мирах, невидимых и видимых. Ради познания — и радость, и горе, и страдания. И на ключе познавания строит свою жизнь ученик. Перед ним — Беспредельность. В ней — всё. В ее необъятных и неизмеримых просторах — миры, видимые глазу и физически беспредельные в своем множестве. Но неизмеримо шире пространства других измерений. Эта Вселенная в аспекте прошедшего и будущего, существующего ныне, и не только нашей планеты, но и далеких звезд, и разных и разнообразных степеней и ступеней эволюции, тоже есть, тоже существует и тоже подлежит изучению. Методы познания, даваемые Учителем в руки ученика, иные и непохожие на способы обычного познавания, принятого наукой. Ученик, достаточно продвинувшийся, имеет доступ к архивам Акаши. Он может видеть прошлое и может его изучать и знать. Или же — жизнь на далеких звездах. Даем знание истинное, единое в веках. Владыка Знает. Шел и Идет Сам путем познавания. Идет путем, проложенным Своими ногами. Ученик идет Его путем. Путь верный. Путь точного познавания Космоса и его Законов. Познающий аппарат, то есть микрокосм, приводится в определенное состояние готовности и утонченности, ибо вооружается человек без единого аппарата. Зачем грубые инструменты, когда чудесный огненный аппарат духа позволяет исследовать то, что не под силу ни одному аппарату, созданному людьми? И притом инструменты не взять туда, куда нельзя взять с собой даже тело. И все они ограничены шкалой плотной материи. Но безграничен дух. Земная наука приветствуется, но лишь как преддверие к высшему знанию. И очень важно понять функции творческого воображения. Этим важно искусство. Оно идет впереди жизни, и именно оно развивает творческое воображение. Воображение есть предвестник знания, и притом в совершенно определенном значении. Прежде чем знать в области сокровенного знания, надо устремиться в желаемую сферу, намеченную для изучения. И только воображение является двигателем. Оно посылает мысль по нужному каналу, оно дает направление, оно соединяет с изучаемым объектом. Велико значение творческого воображения в сфере получения высшего знания. В миры, где все движется мыслью, устремляется мысль, но мысль без воображения не может сдвинуться с места и оторваться от познающего центра, и тогда сеть познавания закинуть нельзя. Прежде чем мочь, предпосылается мысль, движимая силою творческого воображения. Не понята его сила даже теми, кто уже прикоснулся. Слишком привыкли люди смешивать воображение с фантазией. Фантазия лишена творческой силы. Фантазия бесплодна. Фантазия нецелесообразна. Воображение двигает, оно динамично по своей сущности. Это огненная энергия, уявленная в форме и устремленная на завоевание Высших Сфер, лежащих вне поля обычного человеческого опыта. Потому устремитесь. Устремитесь к невозможному, к далекому, к недоступному, к неизвестному. Ученик не идет проторенными большими дорогами. Пути знания индивидуальны, и лишь плоды и результаты индивидуальных нахождений становятся уже общим достоянием. Так везде. И всегда так было. Так и у Нас. Братство лишь поддерживает путь индивидуальных нахождений. Но как важно понять творящую мощь воображения. И Мы, вырубившие в сияющем веществе стихий картины эволюции планеты и человечества, Использовали всю мощь Нашего объединенного творческого воображения. По тому же принципу строится и эволюция Космоса. Воображение творческое — это великая двигательная сила миров. От малого до великого все приводится в движение ею. Без силы воображения даже ногой двинуть нельзя, нельзя даже улицу перейти. Ею строятся дома, ею преображается природа, ею восходит наука. Ибо в воображении скрыта самая сущность незримой огненной мощи. О мощи воображения подумаем.