Грани Агни Йоги 1952, 650

1952 г. 650. (Дек.9). Беспредельное знание! Нет конца познаванию и нет предела. И на какую бы вершину знания ни поднялся познающий ум, он так же будет далек до этого конца, как и при начале подъема. Только горизонт сфер познавания расширится и станет еще необъятнее. И чем выше будет подъем, тем шире будет горизонт раскрывающихся далей для новых постижений. Ничто не принадлежит человеку, и лишь беспредельность познаваемых далей является его космическим достоянием. Нельзя ограничить сферы познания каким-либо способом или видом его получения: нет в Космосе книг и учебников, но зато Великая Книга Вселенной открыта для сознания. И сущность познания заключается в усвоении и ассимиляции новых видов энергий и всех видов их сочетаний и соединений. И если звуковая шкала, доступная бедному уху Земли, дает бесконечное число всевозможных комбинаций, то можно себе представить все неисчерпаемое богатство всех возможных соединений всех видов энергий Космоса, когда к музыкальной шкале, не земной, но бесконечной, присоединяется шкала световая, числовая, шкала запахов, температурная, шкала элементов, шкала магнитная, шкала Материи Люциды, шкала Фохата и Парафохата, шкала Материи Матрикс и так далее, все шкалы бесконечных граней и аспектов единой вещи. Нет им конца, и бесконечность всех возможных комбинаций отдельных нот каждой умом представить себе невозможно. Потому Говорим о беспредельности познавания беспредельно разнообразного мира. Богат Космос многообразием своих уявлений. Дифференцированная искро-монада, начиная бесконечный бег свой по спирали восхождения, в атоме, или клетке минерала, или в первичной форме одноклеточных уже обнаруживает способность реагировать определенным образом на внешние воздействия. Это и есть первичная ступень познания. Ошибочно думать, что познает лишь человек. Познает и животное, и растение, и любой низший организм, и даже атом. Только формы этого познавания, или восприятия извне идущих вибраций, несколько иные, чем у человека. Но камень пустыни, накаляемый лучом Солнца и охлаждающийся ночью, тоже реагирует по-своему на луч пространственного огня. И не только реагирует, но и помнит, то есть запечатлевает окружающие вибрации. Память, нераздельная от способности познавания, есть универсальное явление в природе. Памятью обладают не только люди, но и вещи. И ясновидец-психометр, взяв в руки старинное ожерелье, может рассказать всю его историю, ибо, соединившись своим сознанием с памятью камня, увидит вибрации, или энергии, запечатленные в нем в виде картин. Много могли бы рассказать древние камни, лежащие на путях передвижения народов. И искро-монада, проходя ступени имметализации и гербаризации, накопляет опыт, или знания свойств низших царств природы, чтобы подняться с накопленным запасом знания материи и опыта на более высшую ступень, чтобы в конце концов достичь царства человеческого. Поэтому человек не есть существо, окончившее десятилетку или Университет и приобретшее знания за свою короткую жизнь. Нет! Человек — это микрокосм, мир, кроющий в себе и заключающий в себе знания и способность овладения свойствами всех элементов, составляющих его и входящих в него, ибо входит в него все то, через что он когда-то прошел, овладел, ассимилировал и усвоил. Глубоко это знание. Если бы не было этого знания — овладения свойствами элементов, заключающихся в когда-то пройденных им, человеком, формах, то не двинулась бы рука по приказу воли, не моргнул бы глаз, не потекла бы слюна, не понес бы провод нервов огненный приказ к конечностям. Словом, сложная машина микрокосма не пришла бы в движение и не начала бы свою удивительную, чудесную, полную неисчерпаемой глубины жизнь. Но опыт сотен миллионов лет бесконечно долгой и медленной эволюции, начиная с трех невидимых царств и царства минерального, растительного и животного, собран и кристаллизован в микрокосме человека, являя каждое мгновение эссенцию этого удивительнейшего опытного знания всего, через что он прошел раньше. Отсюда и необычайная сложность аппарата человеческого, и его точное врожденное соответствие с элементами природы, и наличие всех царств природы, полностью отраженных и воплощенных в нем. И в каждой его способности, каждом свойстве и каждой реакции — физической, физиологической, астральной и ментально-духовной, кроется сущность и плоды опыта ассимиляции и приспособления к извне идущим энергиям на протяжении миллиардов лет, и не только на нашей планете, но и на тех, через которые искро-монада прошла и раньше. Мало пройти с начала до конца все царства природы на нашей планете, чтобы к ним приспособиться и ими овладеть, через них надо было проходить и на предшествовавшей планете, накопляя знание материи и овладевая с каждой ступенью все более и более сложной материальной формой. Какая чудовищно длительная цепь бесконечно меняющихся форм, через которые искро-монада проходит, накопляя знание определенного порядка в каждой. Сколько миллионов лет провела первичная клетка на дне океана, прежде чем облечься в соответствующую форму, и выйти на твердую Землю, и в новой стихии усваивать новые уроки жизни и приобретать новое знание. Но опыт и знание всего пройденного кристаллизован в сущности человека в виде чудесной магнитно-мощной силы, которая силою сгущенного огня и утвержденных в микрокосме на протяжении миллиардов лет энергий строит вокруг зерна своего высшую, сложнейшую форму, именуемую человеком, и держит элементы ее магнитною силою своею в течение срока, положенного для проявления в той или иной сфере каждого тела. Сбросив все тела, все оболочки, зерно духа — этот центр накопленных опытом и кристаллизованных энергий, собрав жатву в себя, снова устремляет магнитные лучи в низшие себя сферы, снова коагулирует вокруг себя соответствующую этим энергиям материю и снова является в мир плотный в человеческой форме со всеми своими накоплениями, бесконечными цепями жизней, энергиями, чтобы собирать новое знание в высшей и более утонченной форме. Беспредельно знание, беспредельна жизнь, его приносящая. И беспредельность прошлого, сливаясь с беспредельностью будущего, вводит человека в сферу бесконечного познавания Космоса, но познавания уже сознательного.