Грани Агни Йоги 1952, 666

1952 г. 666. Продолжим о спокойствии. На Востоке ученику дается упражнение усвоить состояние полной неподвижности. Достижение черезвычайно трудное. Тело слишком привыкло к бесконтрольным движениям. Посидеть без движения хотя бы пять минут почти невозможно для обычного человека. Йог может сидеть часами в совершенной неподвижности. Все зависит от утвержденной власти, или контроля, над телом. При этом токи тела приходят в гармоническое равновесие. Необходимо прямое положение позвоночника. Нервные суетливые движения, когда ноги, руки и голова ходят ходуном — антипод спокойствия йога. Движениями тела надо овладеть и тело привести к молчанию. Нужно научиться говорить, выключив тело как реагирующее целое. Голосовые связки работают, все остальное тело неподвижно. Обычно руки машут, совершая в такт голоса массу бесконтрольных движений. Надо подчинить тело воле, исключая активность его неработающих членов. Когда спокойствие тела установлено, можно начать приводить к молчанию астрал. Замолкает шкала астральных вибраций. Можно сказать целую речь, совершенно исключив из нее эмоциональный элемент. Огненность речи или слова не есть их эмоциональность. Спокойное веское слово может быть лишено астрального начала и быть в то же время очень динамичным и сильным. Истерическая надрывность слов никого не убеждает. Надо из голоса изъять страстное камическое начало. Спокойствие речи, лишенной астрального элемента, есть свойство Архата. Овладей речью и голосом и мощью произносимого слова. Это возможно, но при условии овладения мыслью, ибо мысль управляет астралом и царствует над тремя: физическим, астральным и ментальным телами. И спокойствие, венец духа, утверждается лишь тогда, когда три подчинены и когда спокойствие царит в каждом из них в отдельности. Но приказ идет сверху, и воля регулирует движения оболочек. Подчиняются беспрекословно, ибо лишены разумного начала. Сильны лишь атавизмом и силой инертности утвержденных привычек, вложенных в них носителем власти — духом человека. Высшие качества духа не в оболочках, где их нет, но в ядре утверждаются, пронизывая тела трех начал. И сущность этих качеств исключает самовольное негармоничное движение низших проводников. Основа — равновесие микрокосма как мира, как сложнейшей системы, состоящей из различных начал. Его утвердим как основу продвижения.