Грани Агни Йоги 1953, 100
1953 г. 100. (Фев. 24). Мысленный мир, в котором обычно живет человек, Называем призрачным миром. Делаем это, потому что мысли эти лишены основания. Они имеют внешнюю форму, но, касаясь явлений, ограниченных малым кругом проявления, не относятся к миру реально сущего. Будучи порождением личного сознания, несут на себе печать его несовершенств и малого понимания космических явлений. Эту ограниченность легко видеть в том малом мирке, который существует в сознании дикаря, но трудно увидеть в самом себе. Но эта слепота к своей собственной ограниченности не может расширить рамки личного мира. Поэтому мир личный и мир космический не совпадают. Первый есть искажение, отрывочное и одностороннее, окружающей жизни, второй — выразитель того, что есть в действительности. Давая Учение Жизни, Хотим ввести человеческое сознание в мир реальностей и мир личный расширить до пределов космического понимания Вселенной. Сперва мысли о себе, потом о семье, потом о близких, потом о народе, потом о Родине, потом о всей планете, потом о Космосе — так постепенно выводится сознание из личной замкнутой сферы на космический простор. Этапы, или ступени расширения сознания надо понять в их постепенности и от малых сознаний, но идущих по этим ступеням, не требовать сверх их вместимости. Хорошо, если личное гармонически сочетается с народным, ибо когда личное обоснование своего бытия находит в сверхличном, начинает утрачивать оно свою призрачность. Так личное может быть либо в гармонии с космическим и его отражением, либо — в противоречии с ним и являться исказителем сущего. Психические продукты искаженного личного мира обречены несоответствием с тем, что истинно есть. Учение Жизни ложное заменяет имеющим реальное бытие.