Грани Агни Йоги 1953, 141
1953 г. 141. Пиши. Знаешь ли, о чём будешь писать сегодня? Нет, не знаешь даже сейчас, записывая эти слова. Но Я Знаю. Будем писать о значении острого взгляда. У всех глаза, и глазеть умеют все, но почти нет глаз, умеющих смотреть. Смотреть — значит видеть. Можно смотреть и не видеть. Архат овладевает обоими полюсами. Он умеет и может смотреть и не видеть, когда того хочет, и может смотреть и видеть по воле своей. Всё зависит от того, куда он направляет фокус своего сознания. Смотреть и не видеть, пожалуй, ещё труднее, ибо требует высшей сосредоточенности сознания внутри на чем-то или на ком-то. Все чувства имеют ту же полюсность в своём применении. И перенесение сознания от одного полюса к другому составляет искусство Архата. Но когда он смотрит на вещь и сознание его сосредоточено на ней, происходит изумительнейшее явление кристаллизации светового луча и картина, запечатленная в пространстве, остается в сознании. Четкость и ясность сознания заключается в том, что степени его необычайно различны. Если взять сознание обывателя и сознание Архата в момент запечатления, или фотографирования их сознанием какого-нибудь предмета, то можно наблюдать следующее: в то время как сознание и зрительный аппарат Адепта даёт точную, ясную, отчетливую фотографию со всеми деталями созерцаемого предмета, нечто бесформенное, и расплывчатое, и неопределенное получается у сознания нетренированного. Скользкий, ничего не замечающий взгляд обывателя и снимки даёт соответствующие, и тысячелетия опыта разделяют два этих сознания, быть может, сидящих за одним столом. Вот почему моя свобода не может быть судима чужой свободой и — наоборот. Ибо за каждой способностью лежит вековой опыт длительных накоплений. Вот почему зависть так нелепа. Все способности заработаны долгим и тяжким опытом. Итак, чёткость восприятия глазом зрительных впечатлений зависит от накоплений сознания. И когда сознание вкладывается целиком в процесс зрительного восприятия, ясность и четкость образа возрастает. От этого зависит зоркость глаза. Острая наблюдательность взгляда видна в глазе. Конечно, художники идут впереди человечества в смысле остроты и четкости зрительных впечатлений. Кристаллизация световых и цветовых лучей в их сознании достигает такой силы, что, закрыв глаза, они ясно и отчетливо видят перед собой желаемый образ, виденный ими только что или даже давно. Музыканты, дегустаторы и многие специалисты изощряют способности своих восприятий до такой степени, что могут вызвать в сознании любое нужное из бывших восприятий с поразительной реальностью. Это та же кристаллизация в сознании энергий определенного порядка. Энергии воспринимаемые превращаются, преломляются или, лучше сказать, кристаллизуются в формы. Таково назначение человека — кристаллизовать пространственные энергии в формы. Таким образом, протекая, или проходя через человеческое сознание, кристаллизуется все, на что оно обращено. Процесс непрерывен. И всё зависит от того, куда направлено сознание. На что обращена мысль и сознание, на чем оно фиксируется, то и сходит с конвейера микрокосма. Потому человек, наслаждающийся красотой природы или произведениями искусства и живущий в мире красоты, награждает пространство соответствующими психическими продуктами, или кристаллизованными формами запечатленных или усмотренных им вибраций. Что же можно сказать о кристаллизованных порождениях сознания, утопающего в пьяном угаре притона. Даже не обладая требуемой четкостью, формы такого сознания очень жизненны, ибо насыщены элементами астральной материи. Сложен состав любой кристаллизованной сознанием формы, ибо насыщен элементами материи трех планов. В этом — творчество человеческое. Можно представить себе, что творят миллиарды сознаний. Потому утверждается красота, дабы элементы безобразия из творчества человеческого изъять. Потому каждая способность есть меч обоюдоострый. Являясь благословением в случае благого сознания, она может стать проклятием в другом, ибо можно себе представить, какую фильму кристаллизованного зла оставляет после себя сознание колдуна или темного иерофанта, какие кристаллы накопил он в глубинах своих. Что может быть ужаснее кристаллических отложений черного огня? Потому убережемся от тьмы и безобразия во всех видах и формах, ибо оно служит тьме. Путь восхождения благостен тем, что обострение способностей не угрожает бездной. Подобно великому художнику, сознание творит образы и картины одна ярче и углубленнее другой и этим творчеством наделяет планету, давая ей отложения тонких энергий в прекрасных, законченных и гармонических формах. Творчество художника, композитора и писателя есть кристаллизация пространственных энергий сознательная. На страницах великих писателей видим эти кристаллизованные облики и картины их творчества. Не на печатных листах они, но в пространстве. Процесс чтения книг — нечто более глубокое и оккультное, нежели принято думать. Живут образы, созданные гигантами мысли, и питают человеческое сознание. Ими обогащается сокровищница планеты. Орлиный глаз утверждается для творчества. Но пусть в основание культуры его ляжет красота.