Грани Агни Йоги 1953, 496
1953 г. 496. (Окт. 11). И не будет более ни печали, ни горя, ни воздыханий. Так говорится о человеке, сбросившем с себя цепи астрала. Достижение бесстрастия сверхчеловеческого и обретение спокойствия нерушимого достигается лишь с уничтожением в себе камического начала. И горе, и радость, и страдание остаются, но их сущность меняется в корне, будучи лишена личного начала. Чувства планетные и чувства космические, выйдя за пределы круга личности, приобщают сознание в первом случае к сознанию общечеловеческому, во втором — космическому. Границы сферы микрокосма раздвигаются, и ауры излучения сознания сливаются с пределами земной ауры планеты. Так сознание Владыки Солнца охватывает пределы всей Солнечной системы, пульсируя энергиями космопространственной протяженности. И задача человека — выйти за пределы скорлупы яйца своей собственной ауры, замыкающей в себе его Индивидуальность. Любовь к личности до размеров общенародных, охватывая страну. Так же и работа на Общее Благо умаляет самодовлеющее значение личности. Потому чаша Общего Блага содержит в себе напиток бессмертия, ибо огненный напиток её растворяет в микрокосме вековые нагромождения кармы, порожденные теми личностями, в которые облекалась бессмертная Индивидуальность человека. Малое сознание может начать с истязания и убиения плоти, чтобы смирить ярость астральной оболочки, но сознание большое просто раздвигает сферу своих интересов, заменяя личное общечеловеческим. И тогда микрокосм начинает реагировать не на личное, но на общее и вибрировать в унисон со сферой своего расширенного устремления. Если сознание связывает себя нитями с предметами, его окружающими (которые вокруг), и, наполняясь ими, замыкает себя в круг малый, то при устремлении своем на дела общенародные и общечеловеческие оно раздвигает границы ограничения, выходя на простор сверхличный. Любовь к человечеству и любовь к ближним значительна не сама по себе, но как начало, освобождающее сознание от тесных рамок астрала. Любовью к людям убивается змий древний. Думать об интересах и счастье других людей, о счастье всего человечества будет путем, выводящим сознание из замкнутого круга личности. Именно сферою расширенного сознания и измеряется величие человека. Так Учение Жизни имеет в виду всех, охватывая все человечество. Так слова человеческие, и поступки человеческие, и мысли могут острием своим обращаться на себя и к себе, замыкая круг малый, круг личный, круг, смерти обреченный, или же, наоборот, от центра сознания идут они к далекой периферии, охватывая всю планету и людей, её населяющих. В этом уявляется сущность каждого слова, каждой мысли, каждого поступка. Далеко летят и далеко ложатся стрелы мыслей неэгоистических, очерчивая круг индивидуального сознания, но мысль личная пронзает личность её носителя, застревая в оболочке астрала. Потому и задыхаются люди в объятиях его, ибо тесно им в душной темнице духа. Так всякое дело, совершаемое во имя свое, гробовому гвоздю для собственной личности подобно. Но все, совершаемое во Имя Мое для Общего Блага и блага других, есть наполнение Чаши бессмертия напитком жизни, ибо каждым сверхличным поступком усмиряется и убивается астрал, враг древний. Чтобы жить и терзать своего обладателя, астрал нуждается в пище. Пищей астралу служат личные эмоции и думание о себе. Астрал требует, чтобы величие Беспредельности и Космоса и огненная свобода духа были прикованы к нему, к данному обывателю, в данной оболочке уявленному, так, чтобы он, малый и ограниченный, со своими куриными интересами и несколькими десятками лет темной беспросветной жизни, занял весь горизонт сознания, исключив весь остальной мир и всех людей, непосредственно с ним не связанных. Обреченный на смерть, хочет кругом обреченности замкнуть сознание и мир свой свести к размерам булавочной головки. О свободе духа Говорит Учитель. В тисках астрала свободы быть не может. Многие под свободой мыслят свободу его уявлений неограниченную. В пьянице, наркомане и скряге видим, к чему приводит эта воображаемая свобода. Свобода заключается в полном обуздании, смирении, подчинении и, в конце концов, убиении астрального проводника, который ныне становится уже не нужен. Очень трудно согласиться с этим и понять, что наши огорчения, обиды, раздражения и горя никому не нужны, и меньше всего — нам самим. Что можно прожить и без них, ничем не нарушив своей Индивидуальности, что эти эмоции лишь затемняют ощущение мира, закрывая собою горизонт сознания. Освобождение от них есть освобождение мысли от ненужного сора и освобождение сознания для явлений сверхличного порядка. Через личное — к индивидуальному, через индивидуальное — к космическому. Личность не цель, но средство. Когда цель достигнута, надобность в ней отпадает.