Грани Агни Йоги 1954, 188
1954 г. 188. Хроника Акаши есть хроника огненная, которая существует даже тогда, когда исчезают в Пралайе миры. Земля существует в пространстве. Представим себе шар или мяч, движущийся вокруг одной неподвижной точки. Мы смотрим, как он бегает вокруг этого центра, и мы не считаем, что он перестает существовать, если сейчас он находится в одной точке, а через мгновение или несколько уходит от нее на 180?. Так же можно представить себе и Землю в пространстве. Но будучи на Земле сегодня и думая о дне вчерашнем или тысячи лет тому назад, не может сознание представить себе, что в прошлом она есть так же реально, как реален мяч, бегающий вокруг центра, на который мы смотрим. Спиральное существование земного шара во времени можно представить себе. Можно представить себе последовательность его изменений в течение миллионов лет, но не может сознание объять это существование Земли в великом и вечном Ныне, хотя путь мяча вокруг центра и видит, и обнимает полностью. День вчерашний ушел в пространство с лица Земли со всеми своими делами, но он продолжает существовать в пространстве таким, каким он был. Он существует в вечном Ныне, но уже недоступным обычному сознанию. Есть, но недоступен. Но может стать доступным, если иметь ключи от хранилищ памяти природы. Спиральные свитки природы огненное сознание может развернуть, ибо они хранятся в огне. Руины городов великих в настоящем являют вид развалин. Но когда-то в них жили люди и кипели они жизнью. Развалины в настоящем, но в свитках Акаши запечатлена полная яркая фильма протекшей жизни. В настоящем сознания и в настоящем развалин нет прошлого, но в настоящем сознания есть его прошлое, скрытое в его памяти. Так же и в настоящем развалин скрыто его прошлое, хранящееся в памяти природы. В теле человека никакими анализами нельзя обнаружить ни памяти, ни сознания, ибо и то и другое явления высшего порядка. Так же и памяти природы и вещей материальными методами исследований обнаружить невозможно. Но как может исчезнуть прошлое, если «ничто в природе не исчезает и не рождается вновь», но лишь проходит серию трансформаций. По канату можно забраться на крышу, по канату можно спуститься вниз. Надо найти канат, сотканный из нитей причин и следствий, и, ухватившись за него, по нему совершать путешествия в будущее или в прошлое. Много нитей, бесчисленны нити причинности разреза гигантского каната настоящего проявленного Космоса, идущего вперед, в будущее, и уходящего в бездну времен. Которую выберем и по которой устремимся в исследовании явлений? Легче всего коснуться нитей индивидуального существования, памятуя, что микрокосмос есть Макрокосмос в миниатюре. Памятование прошлых воплощений явлены людям неоднократно. Нельзя отрицать действительность. Но, разворачивая фильму индивидуального существования духа, захватывающую многие прошлые жизни, сознание запечатлевает не только себя, но и все непосредственное окружение. Значит, сознание уже как-то касается и условий своего прошлого окружения. Отсюда надо сделать еще один шаг и из собственного окружения выйти вне его и коснуться эпохи, уже не связанной с индивидуальной памятью. Возможно ли это? Если обывателю или даже ученику, находящемуся в Индии, предложить увидеть духовным оком то, что происходит в Москве или Лондоне, то лишь Архат или ясновидящий сможет это сделать. Даже продвинувшийся ученик не сможет выйти из сферы своего окружения и пробить свое аурическое яйцо. Но ведь это касается настоящего. Сколь же труднее выйти из этого окружения в прошлом. Перенесение сознания в любую точку земного шара и осознание явлений, происходящих там, зависит от ступени развития духа. Но оно возможно, значит, из аурического яйца выйти можно. Этим преодолеваются ограничения пространства. Нечто аналогичное происходит и при погружении в слои Акаши. Но ключом, открывающим двери ее хранилищ, будет все та же, всем известная, но непримененная евангельская формула «Отвергнись от себя». Самость и эгоизм доступа к хронике Акаши не имеют. Можно этот доступ открыть под влиянием другой, более мощной, воли, погрузив человека в гипнотический сон. Но уявления памяти будут ограничены сознанием и возможностями испытуемого человека. Конечно, Учитель Может помочь приоткрыть память прошедшего свитка. Но лишь Архат имеет доступ свободный. Чужие слова и чужой опыт неубедительны. Значит, завесу надо приподнять самому. Но прежде чем суметь, надо возрасти духом. Но прежде чем сметь, надо знать. Сперва надо знать, что хроника Акаши существует в хранилищах пространства. Затем надо знать, что доступ в них возможен. Затем надо ознакомиться с психотехникой самого процесса, и потом уже можно отважиться под руководством Учителя. Учитель Может развернуть свиток прошедших событий любой эпохи. Но можно уже и теперь начать приближение к этой возможности, развивая и утончая чувствознание. Враг чувствознания — самость и эгоизм. «Я» малое надо убрать с пути достижения высших способностей. Можно сердцем сосредоточиваться на том, что хотят сказать люди не на словах произносимых, но на чувствах, лежащих за ними. Можно дать себе отчет в ощущениях, беря незнакомый предмет в руки, особенно старинный. Можно углубить впечатления, исключив из сознания все прочие ощущения. Можно пытаться ощутить сердцем настроение человека и его состояние. Можно делать это с друзьями далекими, представив их лица, и почуять, как обстоят дела. Тысячи способов существуют для утончения сознания. Все хороши, если только они не затрагивают область низшего психизма. Но решение вопроса лежит в центрах открытых. Для центров зажженных открыты врата в область недоступного знания. Знать, что что-то есть и возможно, еще недостаточно, надо возжечь огни. Зажженные центры есть ключи от дверей тайного знания.