Грани Агни Йоги 1954, 474

1954 г. 474. (232). (Сент. 22). Итак, жизнь человека — на весах судьбы. Но будущее, которое куется в настоящем, в его руках. Неизбежны и неотвратимы следствия прошлых поступков, но причины вновь создаваемых следствий, в будущем плоды приносящих, но ныне творимых, зависят от их создателя. Ничего нельзя изменить в том, что содеяно в прошлом. Энергию зарожденных причин приходится изживать в следствиях. Архат есть создатель по его воле целого мира причин, следствия приносящих. Надо разграничить эти два мира в человеке: мир прошлого, изживаемого в настоящем, и мир будущего, волей человека ныне творимый. В первом мире человек — подневольный жнец посева, его собственной волей совершенного в прошлом. Во втором — свободный создатель новых причин. В настоящем — прошлого рабство, в свете будущего — свобода. В свободе творятся причины, но, будучи созданы, свободы человека лишают. Если человек творит для себя и во имя свое, он замыкает себя в круг личной кармы. Если же он творит во Имя Пославшего его, замкнутый круг личной кармы разрывается и сферы порожденных причин уходят за пределы личности в область сверхличного, не отягощая своего создателя. Так, убивший врага из личной мести несет страшную карму убийцы, но поразивший врага на поле брани при защите родной земли без чувства личной злобы от цепей кармы свободен. И даже имеет заслугу. Все основанное на личных чувствах кармически отягощает человека, если оно выливается в поступках. Выход в жизни сверхличной. Все творится не для себя, но во имя Общего Блага. Чаша Общего Блага легка есть, но чаша блага личного тяжка, и горек ее напиток. Далекое прошлое и далекое будущее лишены личного начала. Потому происхождение человечества, его циклическое развитие и будущие судьбы затрагивают сверхличную область знания, составляющую мудрость Владык и в прошлом, далеком и близком, и в настоящем. Лишь то лишено яда, что сверхлично. Потому чашу Общего Блага можно свободно и смело принять. С нею придет и личное благо, но не как самоцель самодовлеющая. Как-то надо вырваться из цепких и клейких объятий самости. С этой целью можно устремить глаз на добро и доброе во всем. Этим утверждаются элементы блага над хаотическими элементами зла. Идет сознательное утверждение добра во всем, даже кажущемся плохим. Как в каждом человеке есть нечто хорошее, как бы мало оно ни было, так есть оно и во всем. Его-то и будем утверждать, зорко усматривая его признаки. Так можно укрепить сферы светлые даже во мраке. Кармически это важно, ибо ставит человека в ряды строителей светлых. И разбойник, и блудница приходили, и в каждом Нашел крупицы добра и утверждением Вызвал их к жизни. И утверждение светлое дало плод и результаты благие. Таковы пути Света. Но есть мера мерзости сознательных служителей темных. Их надо обойти, ибо луч света лишь их беспросветную тьму осветит и покажет, что злоба их непомерна. Их надо предоставить своей судьбе. В людях же обычных всегда можно найти нечто хорошее и, находя, его утверждать. Нелегок путь утверждения Света, ибо темно вокруг и тусклы люди. Но в делании добра не утомимся, ибо знаем, как велик и тяжек труд Владыки.