Грани Агни Йоги 1954, 5

1954 г. 5. (Янв. 3). Освобождение от ограничений и оков плотного мира — цель всего живущего в нем. Все стремится к освобождению, и каждая новая ступень эволюции есть та или иная степень приближения к этому идеалу. Каждый высший и более тонкий план существования дает к тому большие возможности, но проводники, позволяющие проявляться на этих планах, должны быть построены и оформлены. Плотное тело, проводник плотного мира, оформлен полностью со всеми, скрытыми в нем еще, возможностями. Так же и астральный двойник — наследие животного царства. Оформлено у большинства и тонкое тело. Но хуже с менталом. Процесс его оформления находится в самом разгаре у большей части людей. Оформлен у малого меньшинства. Поэтому сравнительно так мало людей, живущих интеллектуальной жизнью. Все принципы должны уявляться в человеке в гармоническом сочетании. Преобладание одного из них дает уродливое явление безобразия. Так алкоголики, картежники, преступники и прочие носители дисгармонии есть рабы астрального проводника, господствующего яро в системе микрокосма человеческого. Шестой принцип заключен в сердце и выявляется в нем, но освобожденном от власти астрала. Если над сердцем господствует астрал, его потенциал полностью выявиться не может, так как сердце в этом случае ограничено тесными рамками астральных уявлений. Но по мере того как астральное начало смиряет и укрощает ярость свою, начинает утверждаться и проявляться сердце. Ему надо лишь дать свободу, отпустив его кверху. Акультурное сердце есть сердце, находящееся во власти астральной оболочки. Уявляться могут и должны все проводники, но в определенных рамках и под полным контролем воли. Как бы члены одной дружной семьи, но в полном повиновении у ее главы. Этой главой в микрокосме человека является воля — энергия огненная, находящаяся в распоряжении духа — носителя высших принципов. Каждый проводник стремится к выявлению себя преимущественно перед другими, но воля утверждает и распределяет то, что положено каждому. Безудержное утверждение каждого из проводников означает разрушение всего аппарата. В бездумном аскете видим, как уродуется организм человеческий. И где они, преуспевшие путем убиения плоти насильственного? Тело человеку дано для его полного гармонического выражения и уявления всех его функций. Подавленные, создают неуравновесие всей системы. Правда, на известных ступенях ученичества требуется воздержание во многих видах, но даже Будда, человек шестого круга, имел семью и сына. Земное — земному, высшее — Высшему. Так исполняется закон жизни. Все насильственное осуждено, так же как и всякое излишество в чем бы то ни было. Заповедана золотая середина, золотой путь, или путь гармонического развития всех функций микрокосма. Каждая создана для определенной цели, и каждая должна быть выявлена нормально. Половая распущенность, равно как и изуверский аскетизм, одинаково разрушительны для физического тела и даже других проводников. Сущность воздержания заключается в том, что серебряная узда духа должна быть надета на все чувства, мысли и поступки человека. На всем и над всем — контроль воли. Рефлекторные проявления изживаются полностью. Этого легче всего достигнуть, поставив в известные мысленные рамки проявления своих энергий. Как говорить, как отвечать, как реагировать на окружающее — все можно ограничить формами желательными и волею утвержденными. И хорошо это сделать заранее, намечая план поведения текущего дня для оболочек своих. Неуправляемые, они устремятся каждая куда хочет. Стоит внимательно отметить, сколько времени и энергии теряется на случайные, бродячие мысли, в то время как эти периоды попусту потраченных минут можно было бы использовать для творчества, или помощи близким и дальним, или другой конструктивной работы. Осуждено бездумное думание, ибо бесплодно и вредно. Ментальный проводник, предоставленный самому себе, имеет явную и вредную склонность к бесцельному блужданию. Блуждания надо прекратить. Зачем замедлять путь свой? Почему драгоценные минуты не потратить на оформление своего будущего в желаемом духу направлении? Слишком мало времени уделяет человек ментальному творчеству (оформлению) хотя бы своей собственной жизни, планируя ее детально и отчетливо. Жизнь сложна, но течение ее предоставляется случайностям, в то время как в руках человека путем создания мысленных образов поставить ее в нужные рамки и дать ей желаемое направление. Ученик планирует жизнь свою мысленно во всех подробностях, избегая быть жертвой случайных течений. Конечно, можно, подобно попугаю, твердить «как все хорошо, как прекрасно», но сознательный ученик творческой силой мысли облекает это «хорошо» и «прекрасно» в явные, конкретные формы для их неотложного уявления в жизни и его, и окружающих. Надо вкладывать сознательную волю в понятия произносимые, сопровождая их четкими мысленными образами. Расплывчатое, туманное, неопределившееся мышление есть лунное наследие, подлежащее полному и скорейшему изжитию. В случае поведения, не соответствующего намеченному плану или созданным образам, мысленно следует пройти через испытание еще раз, рисуя картину нужного и должного образа действий. Оформление своих проводников нужно взять в собственные руки и руководить ими сознательно. Так в каждодневности утверждается власть над ними и непрерывный контроль.