Грани Агни Йоги 1954, 503

Спина прошла так же сразу, как и началось. Почти прошла.

1954 г. 503. (261). (Окт. 10). Будем учиться видеть третьим глазом. Эта способность, как и все прочие, нуждается в развитии. В сущности говоря, третьим глазом человек пользуется постоянно, только не отдает себе в этом отчета. Любое мысленное представление, любая картина, которую человек видит своим внутренним оком, есть уже работа третьего глаза. Видит им человек внутри себя и не так, как видит предметы физические. В функции третьего глаза следует ввести сознательность. Хорошо при засыпании и при пробуждении улавливать первые зрительные впечатления, не открывая глаз. Можно на этом сосредоточиться и наблюдать, какие картины потекут мимо сознания перед его духовным оком. Сосредоточение на Лике Учителя вызывает за собою поток мыслей, связанных с Его Лучом и в Луче сущих. Так и сосредоточение на определенных предметах или явлениях может повлечь за собою развертывание целой ленты тонкозрительных впечатлений, связанных с данным предметом или явлением. Можно помыслить о далеких друзьях. Можно об Учителе подумать. Можно просто стараться получить ряд зрительных восприятий через Образ любимый. Сколько зрительных впечатлений проходит через сознание во время сна. Третий глаз не отдыхает. Он работает постоянно. Только надо внести в эту работу сознательность. Хорошо, когда бессознательная способность становится сознательной и управляемой. Пробуждение центра третьего глаза дает дар ясновидения. Но нужна мера и великая осторожность. Нельзя насильно раскрывать центры. Но облегчить процесс и способствовать начинающемуся приоткрытию центра и можно, и должно. Нужно вначале дать себе отчет, что тонкие зрительные впечатления поступают в сознание непрерывным потоком, мыслям подобно. Ведь мысли форму имеют, и мысль сопровождается картинным ее представлением. Эти образы можно улавливать и видеть. Когда говорим о знакомом предмете, вызываем его форму в третьем глазе. Но там часто появляются формы, мыслями не вызванные, являющиеся формами мыслей сторонних. Поток, или ленту, этих восприятий можно регулировать, то есть отнестись к ним сознательно, во-первых, и улавливать картины, связанные с утвержденною волею волною мысли, во-вторых. Сперва в сознании проплывут образы привычные, созданные своей мыслью или вызванные ею, потом могут возникнуть картины, связанные уже с явлением или предметом, на котором сосредоточилось сознание, картины, которые уже не являются плодом собственного творчества. Предметы, которые видели, постоянно возникают в уме. Но говорится о явлениях, ранее не бывших в сознании. Это не будет репродуктивным воображением или представлением, ни творческим, создающим по желанию своему новые картины или образы. Это будет восприятием новых впечатлений о новых вещах, ранее в сознании не бывших. Следует расслоить в сознании эти три вида тонких зрительных впечатлений. Одни — это воспоминания вещей, уже виденных физическим зрением; другие — созданы нашею мыслью, постоянно творящей образы новые; третьи нами не созданы и раньше мы их не видали. Они-то и будут посторонними внешними тонкими образами, воспринимаемые третьим глазом. Расчленение мысленных образов по данным категориям не трудно. Требуется лишь некоторая внимательность. Быстро станет легко отличать посторонний образ, как уже легко отличить и увидеть чужую навязчивую мысль. Мысли связаны с образами, им сопутствующими. Но образы можно видеть, отделив их от мысли, то есть можно смотреть, не думая, а лишь отмечая ленту мысленного потока в сознании. Это подобно тому, как во сне человек видит целую серию зрительных впечатлений, а размышляет о них, уже проснувшись. Опыт, навык и тренировка приведут к желаемым результатам. Только насилие недопустимо, а также усилия вымученные. Раскрытие способности естественно происходит, не причиняя вреда тонкому аппарату. Нужно просто уделить некоторое время и внимание тому, что уже есть, но что нуждается в упорядочении. Многие наши способности спят от небрежения и невнимания к ним. Готовы проснуться, но требуют некоторого ухода и заботливости. Цветы уход любят. Так же и цветы духа.