Грани Агни Йоги 1954, 522
1954 г. 522. (280). Дух человеческий — это магнит, который держит атомы физического тела вместе. Они приходят в него и уходят, но держатся духом как одно неделимое целое вокруг себя. Стоит духу покинуть тело, оно распадается на составные элементы, ибо магнит перестает действовать. То же самое происходит и с астральным и ментальным телами. Тело без духа — бесчувственный чурбан или кусок мяса. Тонкая оболочка, оставленная своим владельцем, обладает большей жизненностью и являет подобие жизни, но тоже лишенной сознания. Это как бы заводная кукла, завод которой действует, но которая ни мыслить, ни разумно действовать не может. Все ее движения носят определенный и чисто рефлекторный характер. Еще большей жизненностью, опять-таки внешней, обладают ментальные покинутые оболочки человека. Чисто рефлекторный умственный процесс продолжается без всякого участия сознания и воли по каналам, проложенным при жизни. И в том, и в другом случае, и в астральной, и в ментальной сброшенной оболочке идет процесс дезинтеграции, ибо дух, магнитно связующий их элементы, отсутствует. Сам дух поднимается выше, оставив свои изжитые оболочки и энергии, которые им были свойственны, внизу. Рассердиться освободившемуся от них духу будет уже нечем или испытать какие-либо другие страсти. Интеллектуальная жизнь прекращается также, ибо нет ментального проводника. Ковалевская решала задачи не интеллектом, но чем-то, стоящим над. Мысль огненная, мысль высшая, не от интеллекта. Дух продолжает жить в сфере мысли высшей и иного порядка, чем обычная мысль. Но сердце, освобожденное от связи с астралом, продолжает жить своей жизнью. Сердечные чувства, трансформируясь на высшей шкале, продолжают психожизнь, объединив и втянув в сферу сердца все высшее и все лучшее, что собрано человеком при жизни на Земле и в сферах астральной и ментальной. Можно легко представить себе самого себя, лишенного способности сердиться, беспокоиться, бояться, ненавидеть или испытывать чувство голода, жажды и так далее и все же чувствовать себя самим собой, не утратившим своей индивидуальности. Также можно представить себя в совершенно иной обстановке, в иной эпохе, иной народности и совершенно другим. Можно представить себя в теле другого человека. Все оболочки его, другого, а «Я» мое, я в нем, другом человеке. Представим себе, что некто «X», сильная и волевая Индивидуальность, перешел в тело «Y», человека ничтожного и слабовольного. Как резко изменились бы все его действия и как быстро окружающие люди почувствовали бы это! Мысленное представление одной Индивидуальности в оболочках другой помогает ясно и резко осознать, в чем заключается Индивидуальность человека, или дух, оживотворяющий бездушную материю и оболочки. Не об одержании говорится, а о том, что выражение оболочкам дает Индивидуальность, в них заключенная.