Грани Агни Йоги 1955, 109

1955 г. 109. (Фев. 27). Сын Мой, уже сам видишь, что учишься на жизни. Это и есть Наш метод. Жизнь и ее проблемы ставят вопросы для разрешения. Жизненные комбинации различных условий вызывают нужные мысли. Учитель Вносит свой корректив. И тогда можно сказать, что наглядный урок состоялся. Теоретическое знание может быть от мозга и потому трудно усваивается. Когда оно утверждается в применении и на опыте, происходит кристаллизация и отложение в Чаше нужных энергий. Потому без опыта не обойтись. Лучше даже испытания называть опытом, знание приносящим. От слова «испытание» пахнет чем-то судейским, в то время как жизненный опыт исключает экзаменаторов и служит основой практического познавания. Без соответствующего опыта нужных качеств не приобрести и без обработки на огне — не закалить. И огни опыта, и удары, формующие клинок духа, нужны и неизбежны, если дух восходит. Конечно, можно было бы обойтись и без них, и без опыта и жить тихой, спокойной и беззаботной жизнью, но при условии отказа от восхождения. Надо осознать бессмысленность сетований и недовольства на трудности жизни, ибо они-то и являются условиями подъема, толкающими дух кверху. Под давлением струя воды бьет высоко вверх. Так и огненные энергии духа под давлением снизу устремляются в Высшие Сферы. Следует и сознание настроить так, чтобы все земное, давящее сознание, устремляло его в Высшие Сферы. Хорошо на Земле иметь дом, обжитый, удобный и приспособленный для особых условий жизни ученика. Но все же и через бездомие земное надо пройти. Надо достичь того состояния сознания, когда оно может чувствовать себя «дома» везде. Это надо для Тонкого Мира, чтобы быть несвязанным там. Конечно, ученику легче освободиться при переходе туда от дома-тюрьмы. Но в случае обычных сознаний дело обстоит очень печально и безнадежно. Сознание, сжившееся с привычными стенами, прочно выкристаллизовавшимися, не в состоянии покинуть их, так и освободиться от них. И через опыт освобождения духа от дома-тюрьмы приходится проходить практически и в жизни. Оккультное значение путешествий огромно. Перемену привычных условий жизни можно приветствовать всегда. Иными путями очень трудно разрушить привычные построения сознания и затвердевшие представления обычного окружения. Можно иметь какой-то необходимый минимум нужных для работы вещей и необходимых удобств даже в путешествиях. Но когда Учитель Пришел издалека к Рассулу М., у Него не было даже тыквы для воды. Первые странствующие монахи ходили без вещей. И некоторые наставники, отправляя учеников в путь дальний, остерегали от избытка поклажи, ограничивая ее небольшим количеством пищи. Конечно, во всем целесообразность и соизмеримость, и в некоторых условиях, особенно современных, нельзя обузой возлагаться на кого-то. Лучше самому о себе позаботиться и не быть в тяжесть. Но культа ненужных вещей создавать не следует. И все же древний философ был прав, когда сказал «Omnea mea mecum porto»1. Сознание от связанности вещами должно быть свободно. Сознание должно быть свободно от всего, что задерживает его рост.


 1 Omnea mea mecum porto (лат.) — Все мое ношу с собой.