Грани Агни Йоги 1955, 145
Во сне поднимался в гору.
1955 г. 145. (Март 20). Сознание человеческое связано с человеком. Сознание космическое связано с Космосом и может существовать независимо от сознания человека. Но человек сознанием своим может коснуться сознания космического и, став частью его, слиться с ним. Через полное огненное пробуждение сознания во всем микрокосме человеческом и во всех его оболочках можно приобщиться к сознанию космическому, ибо микрокосм человеческий есть та же вселенная, но в миниатюре. Живя лишь малой частью элементов своего собственного микрокосма, человек тем самым отрезает себя от океана космического сознания, который, будучи разлит всюду, проникает также и все тела человека в его видимой и невидимой сущности. Для полного проявления оболочек, для их раздельного и сознательного проявления на соответствующих планах сознания, они должны быть оформлены. Оформление это, а затем сознательное пребывание в них на планах их деятельности, неотделимо от ярого пробуждения осознания каждого из них в отдельности. Клеточки тела физического у большинства людей в большинстве своем спят. То же можно сказать и о «клеточках» и других оболочек, и потому при таком состоянии их об отдельном функционировании тел человека на Высших Планах в практическом их применении говорить полностью не приходится. Можно лишь указать пути к пробуждению и оформлению высших оболочек. Будем говорить о телах, ментальном и огненном, как менее оформленных у большинства. Процесс развития обоих тел длителен черезвычайно. Лишь в пятом круге Ментал будет оформлен полностью. Напряженная умственная деятельность есть процесс оформления ментального тела. Деятельность его тесно связана с мыслью. Все, что относится к области мысли и ее проявления, имеет прямое отношение к телу ментальному. Потому мысль, ее значение, ее действие, ее сущность и возможности следует изучать. Учение дает к тому материал нужный. Энергия мысли, проявляясь на всех планах, физическим миром не ограничена. Мысль соединяет сознание человека со всеми мирами, и она же ведет к слиянию его с Сознанием Космическим. Мысль есть орудие познавания и орудие достижения. Мысль не ограничена ничем. Перед нею все двери открыты. Мысль о «печном горшке» привязывает сознание к житейскому обиходу, мысль упорная, постоянная и настойчивая о Дальних Мирах устремляет сознание и привязывает его к ним. Где мысль наша, с кем или с чем пребывает, с тем пребывает и сознание наше. Ибо мысль ведет человека, ибо в распоряжении его находится мысль, это великое оружие беспредельного познавания. Любому познаванию в любой сфере предпосылается устремленная мысль. Некоторые люди не мыслят познавания за пределами печатных листов. Но Учитель Говорит о мысли и непосредственном познавании путем чувствознания. В книгах тоже запечатлены мысли, истинное хранилище которых не на книжных полках и в библиотеках, которые могут сгореть, но в Космической Сокровищнице, где запечатлено все, что рождено мыслью. К этой Сокровищнице сознание доступ имеет. Из нее можно черпать, к космическому сознанию приобщившись. Это не отвлеченность, но жизнь. К этому ведут пути прямые и опытом проверенные и подтвержденные. Если человек устремляет мысль четко и определенно в избранном направлении, мысль начинает расти, как снежный ком, магнитно привлекая к себе из пространства нужные элементы, находящиеся в полном соответствии с природой заложенного в ней первоначального зерна. Зерно было порождено волею устремленной. Итак, мысль растет, развивается, накопляет вокруг себя элементы созвучные и расширяет сферу познаваемого явления. Это и есть рост духа, сознание которого расширяется по каналам мыслей, устремленных в пространство для магнитного их нарастания. Формула «Просите, и дастся вам, ищите, и обрящете, стучите, и отворят вам» имеет в себе то же незыблемое основание магнитного роста мысли, в пространство устремленной. Ибо незыблемы законы магнитного притяжения мыслей, их роста и получения мерою полною, нагнетенною и переполненной по линиям их связи магнитной и притяжения тонких энергий из Великой Космической Сокровищницы. Законы тонких энергий точны, определенны и незыблемы, независимо от того, выражены ли они евангельским языком или языком современной науки, ибо сущность явления от этого не меняется. И тот, кто может постичь эту сущность, не остановится в тупике перед формою ее выражения, облечена ли она в своеобразные и картинные образы мышления древних или в точные научные термины современности. Истина едина во всех своих выражениях. Учитесь усматривать содержание под внешними оболочками условных и временных выражений ее. Итак, мысль устремленная есть ключ от врат познавания. Как гонец, посланный за вестью дальней, приносит она знания нужные. Человек может обмануть, но мысль не обманет. Слишком привык современный человек к книге, чтобы отважиться на непосредственное познавание. Но знание духа вернее, если ключ в руках. Итак, мысль растет из зерна, в мысли заложенного. Садовник поливает цветы ежедневно. В питании нуждается и мысль. Конечно, даже мысль мимолетная, но прорезавшая сознание, принесет свой плод. Но Мы Говорим не о мыслях случайных, но об упорном, настойчивом и сознательном приобретении знаний путем волеустремленной мысли. Жатва с мыслей таких — велика. В руки познающего даются беспредельные возможности. Не следует всходов ждать тотчас же. На все надо время. Надо время и на то, чтобы дать мыслям созреть и возрасти в напряженности и магнетичности своей. Но сроки жатвы мыслей, сознательно устремленных в пространство, так же неизбежны, как неизбежен завтрашний день, как восход Солнца, как будущее, неотъемлемое от того, кто знает, что оно суждено непреложно.