Грани Агни Йоги 1955, 307
1955 г. 307. (Июнь 10). Каждый раз, когда вспыхивает сознание новым приливом света, Радуется Учитель. Он Следит за жизнью духа близких Ему. Сознание не терпит одного — насилия, и потому естественный рост считается единственно правильным. Всякий усиленный насильственный рост вызывает неизбежную реакцию, которая уничтожает достигнутое. Потому в этой области надо очень внимательно следить за тем, чтобы ничто насильственное не вторгалось в процесс развития и расширения сознания. Сознание звучит, когда звучать ему время приходит. И мудрость заключается в том, чтобы умело сочетать устремление, постоянство и твердость с явлением Пралайи сознания, с одной стороны, и устранением насилия над собою, с другой. Это применяется и к себе, и к окружающим, и близким. Насилие в области духа всегда кончается восстанием, и возвращается человек на старое пепелище. Все же главная трудность заключается в практическом применении и понимании пар противоположностей в жизни. Иначе человек будет постоянно барахтаться в сетях противоречий. Надо научиться видеть явление в целом, оба его полюса, не отождествляя себя ни с одним и не привязывая сознание ни к одному, а встав как бы над ним в его середине, в центре нейтральном, ни к одному из полюсов не тяготеющему. Как только человек произносит «Мне это яро нравится, я это люблю, это приятно или неприятно», или что-либо иное, выражающее точку зрения или отношение к одному из полюсов, он тотчас же входит в сферу его влияния и подчиняет себя силе воздействия противоположного полюса. А надо встать над, над двойственностью данного явления, не вовлекая сознание в сферу притяжения какого-либо из его полюсов. Потому и говорится о спокойствии и равновесии, чтобы не качаться от одной крайности к другой. Обратите внимание на то, как жизнь обывателя проходит в этих качаниях и метаниях от одного полюса явлений к другому. Сегодня веселы, чтобы печалиться завтра, и сегодня довольны, чтобы завтра же отравлять недовольством пространство. Убирая сознание от полюсов и сосредоточивая его в центре, устанавливаем равновесие духа, столь необходимое для продвижения. Не может птица лететь одним крылом, нужны оба при наличии центра равновесия. Все сказано, все это уже известно, но, к сожалению, не применено и потому нуждается в повторении и углублении. В каждом отдельном случае человек видит лишь один полюс явления, совершенно забывая о другом. И в этом ошибка. Мышление оказывается связанным и односторонним. Говорят о наказании и расплате за дурные деяния, забывая, что наказания нет, есть лишь другой полюс явления, о котором люди забывают, погружаясь в сферу его противоположения. Если вы хотите чего-то избежать или что-то от себя отстранить, избегайте и отстраняйте не то, что хотите, но его противоположный полюс. Способность кармой управить зависит от этого. Посмотрите на стоящих у стены плача. Они что-то потеряли. Но было время, когда вложили они сердце свое в потерянное и радовались ему ровно настолько, насколько ныне горюют. Радости малые, радости земные, радости преходящие, все вы о двух концах: на одном — радость, на другом — горе. И мечутся люди в постоянном движении и суете от одного к другому. Не радуйтесь и не горюйте, не смейтесь и не плачьте, не предавайтесь бесконечным и непрестанным колебаниям астрала, и радость ваша да будет совершенна, то есть поверх полюсности низшей оболочки. В ней — обман Майи. Радостно встречая ее волны, розово-приятные, обрекаем себя на нерадостность их теневой стороны. Поймите сущность прельщения Майи, затемняющей видимость другого, неизбежного полюса. Почему люди так охотно идут в эти сети! Не потому ли, что видят не дальше глаз и чуют не дальше носа? Надо силы в себе найти не поддаваться иллюзии момента и заставить себя усмотреть тень, стоящую за ним и им вызываемую к жизни. Всем хочется кататься, и все забывают, что кататься можно, но лишь при условии, если возить и саночки. А сколько жалоб и причитаний сопровождают этот процесс. Выход — в отказе от добровольно наложенной на себя слепоты, не желающей видеть вещь в целом: и причину и следствие, и начало и конец, печаль — в радости, шипы — у роз. Видя снег, знают, что будет лето, и грозу — что она пройдет, но в жизни своей наличия закона полюсности не усматривают и продолжают оставаться рабами двойственных преходящих явлений.