Грани Агни Йоги 1955, 333
1955 г. 333. (Июнь 23). Ведь все дело в том, чтобы в своем сознании найти место и личному, и мировому и установить правильное соотношение между ними. Личное тонет в мировом, как капля воды в океане, но из песчинок складывается гора, а из отдельных личностей — народы и человечество. Без личности нельзя, но если в сознании личное заступает место мирового, а мировому или планетному масштабу отводится малое место личного, получается разрушительное несоответствие, которое кончается крушением, когда приходится подводить итоги жизни. Именно, надо всему найти место, но соответствующее сущности явления. Личные мирки умершего поколения исчезли вместе с личностями их носителей. Но дела сверхличные, творения и дело тех, кто вышел за пределы личности, живут веками. Личность человека — явление нескольких десятков лет, Индивидуальность не подлежит уничтожению временем. Когда сверхличное и индивидуальное в человеке сливаются и заступают место личного, истинно, бессмертен тогда человек и в делах, и в сознании. Нельзя, чтобы личное заслоняло мировое и занимало его место. Человек — часть мира, часть жизни, часть Космоса, потому следует осознать себя этой частицей единого целого, но не делать себя центром Вселенной, ибо рушение великое ожидает каждого, кто в личном малом мирке своем сосредоточивает все. Ибо этот мирок должен полностью исчезнуть, когда сбрасывается физическое тело, заодно с личным сознанием, или сознанием личности, имеющей имя, звание, паспорт, квартиру, службу, носильные, кухонные и домашние вещи. Все это рушится, и остается человек… с чем? Что заменит ему мирок разрушенный? Чем и как будет он жить? Потому правильно поступает тот, кто, отведя личному необходимое и должное по размерам и значению место, приобщается к жизни сверхличной, которая включает планету, Космос, человечества и все то, что находится за пределами малого ограниченного личного мира. Лучше думать о планете и ее судьбах, чем о своем доме или комнате. Лучше думать о человечестве или своем народе, чем о себе. Лучше думать о единой бесконечной жизни, чем о кратком земном своем существовании. И личность нужна как носительница Индивидуальности, ее выражающая, и жизнь земная нужна как звено длинной цепи жизней, не имеющей конца. Но нужны они в правильном понимании своего смысла и значения. И тело, и здоровье, и сон, и пища — все нужно, но с осознанием, для чего. И то, что считает важным человек в неведении своем, оказывается неважным и не имеющим того значения в свете понимания жизни сверхличной, и наоборот: вещи, пренебрегаемые и находящиеся на задворках сознания, становятся первенствующими и имеющими решающее влияние на судьбы человеческого духа и на сознание человека. Происходит полная переоценка ценностей. Фокус сознания передвигается от центра личности в центр круга жизни сверхличной, и личность занимает уже место дисциплинированного слуги Индивидуальности. Так восходит человек на следующую, высшую ступень духа. Местонахождение фокуса сознания всецело зависит от того, на что оно направляется, что всецело находится в воле человека. Так снова приходим к тому, что судьба и будущее человека в его руках. Ибо он — строитель своего будущего, своей судьбы, своей кармы.