Грани Агни Йоги 1955, 355
1955 г. 355. (Июль 2). Целесообразностью называется согласованность всей жизни с избранным путем. Мало знать путь, надо, чтобы каждое действие лежало в направлении к цели. Земля движется по орбите, и все частицы ее, и все, что на ней, движется вместе с нею. Инерция столь велика, что человек этого движения не ощущает. Такою же должна быть сила устремления к цели далекой, когда все частицы микрокосма человеческого согласованно двигаются вперед, не нарушая гармонии целого. Человек, раздираемый в себе энергиями, направленными в разные стороны, не устоит и продвижение свое нарушит. Значит, энергии внутренние следует привести к согласованности. Эдак или так, здесь или там, то или это, но всегда устремлен к цели единой. Все же прочее, меняющееся, и непостоянное, и случайное лишь неизбежные подробности пути. В поезде к случайным встречам, условиям и обстоятельствам относимся с пониманием, так же точно и в жизни. Временно все окружающее, вплоть до великой остановки и следующей за ней пересадки. Трудность в том, что видимо окружающее перед глазами, а действительность невидима. И двигает через иллюзию настоящего лишь сердце, утверждающее иные Миры. Спросим себя так: «Можно ли внешнему обману всецело предаться и, когда окончится земная жизнь, остаться ни с чем?» Нет! Ибо крушение будет великим. Следовательно, надо как-то согласовать убедительную нереальность видимого настоящего с невидимой реальностью действительно сущего. Нужно найти равнодействующую жизни, или золотой путь, и по нему и идти. Надо правильное место найти всему: и земному и небесному, и материальному и духовному, и притом так, чтобы в сознании они разместились не в противоречии, но в согласии и нашли бы оправдание себе в целесообразности. Иными словами, надо найти смысл каждой вещи и каждого явления, с которыми приходится иметь дело сознанию. Не может примириться человек с вещами и явлениями бессмысленными. Нет более горшего наказания для человека, нежели работа, лишенная смысла. Можно часто наблюдать, как у отдельных людей жизнь теряет конечный смысл и становятся все действия их бесцельными, то есть нецелесообразными. Возьмите человека, который не верит в бессмертие. К чему все, если умрет его дух. Неужели работать и страдать всю жизнь только для того, чтобы все это закончилось ничем. Спасение в том, что большинство неверов в глубине души бессознательно знает о нерушимости своей монады и жизни непрерываемой. Иначе при осознании неизбежности конца человек просто не выдержал бы нелепости жизни. Великой целесообразностью проникнута жизнь, и ничто живущее не умирает. Смена формы не есть смерть, но лишь перемена состояний. Но жизнь миллиардов форм непрерывно двигается вперед, подобно могучему потоку, меняя лишь формы своего выражения. Каждый отдельный центр жизни наращивает свои наслоения, и как бы раскрывается изнутри наружу, и развивается беспредельно. Широка и велика матрица жизни, и бесконечно разнообразие ее видимых и невидимых форм. Надо в сознании своем всему место найти, и сознанию своему — правильное место в мироздании, и согласовать себя с Космосом, ощущая себя его неотрывной частью. Познающий место себе во Вселенной находит и осмысливает цель своего существования. Это и будет утверждением целесообразности в жизни.