Грани Агни Йоги 1955, 380

1955 г. 380. (Июль 17). Сын Мой, человек, скованный страхом, не перейдет по доске через пропасть. Ноги не пойдут, мышцы ослабнут. Реакция мысли страха явное и яркое физическое следствие имеет. Незримая мысль и зримые следствия. Так же и все прочие эмоции, то есть мысли, вызвавшие те или иные эмоции. Эту прямую связь мысли с физической ее реакцией на нервную систему и тело обычно упускают из вида. Но мысль действует вне зависимости от того, знают об этом люди или нет. Реакция мысли находится в соответствии с ее характером и природой по принципу, что дерево доброе дает плод добрый. Начало явления лежит в мысли, результат — в плоскости материальной. С одной стороны, внешние условия вызывают какие-то мысли, с другой, эти мысли влияют на тело, создавая в нем чисто физиологические процессы. Мысли под воздействием внешних обстоятельств могут возникать автоматически и автоматически же порождать следствия. Но в момент рождения мысли, ответной на внешние импульсы, или вибрации, воля может вмешаться и иметь под контролем самый процесс рождения мыслей. На любое внешнее воздействие можно ответствовать не так, как принято, не в созвучии с ним, но так, как того хочет воля. Можно упражняться на вызывании в себе реакций, противоположных обычным, к которым привыкло сознание. Можно горевать при потере чего-то, к чему был привязан человек, а можно и порадоваться еще одному освобождению. И так во всем. Середины нет: или внешние явления управляют человеком, или он управляет теми реакциями — ментальными, астральными и физическими, которые они вызывают. Важно знать, что это вполне возможно. Человек на минуту опоздал на нужный поезд, и подосадовал, и огорчился неимоверно. Поезд погиб в крушении. Объективной причины досадовать не было. Никогда не знает человек, что хорошо или плохо в конечном итоге. Потому лучше не радоваться и не горевать, ибо часто радуются люди попусту. Так же и горя их по большей части необоснованны. Но рычаг от реакций микрокосма человеческого в руках самого человека, и лучше с улыбкою смотреть на страшный оскал жизни, чем со слезами или страхом. Надо понять те возможности, которые лежат перед человеком и зависят от него. Сперва возможность осознается, потом применяется в жизни. Осознание близко к овладению и, во всяком случае, предшествует ему. Радоваться можно радостью духа без всяких к тому внешних причин. Реакция порождается волею и сознанием. На снегу йог вызывает жар сердца и побеждает холод, или держит раскаленный уголь на ладони, побеждая жар, или идет по пылающим угольям. Лаборатория человеческой сущности производит реакции своими средствами. Ее мощь столь велика, что может останавливать ветры, землетрясения и другие стихийные бедствия. И повелитель стихий, будучи человеком, тоже когда-то начал с малых явлений, постепенно умножая свою огненную мощь. Подчинение воле малых по виду явлений результаты имеет великие. И когда-то надо начать и вступить на путь, ведущий к вершинам власти над материей. Эта материя во всех видах имеется в микрокосме человеческом, с нее и следует начинать. Многие ощущения в организме вызываются распущенностью и недисциплинированностью сознания. Распущенности надо противопоставить подобранность и собранность, и внешнюю, и внутреннюю. На тысячах мелочей можно учиться этой собранности воли. Никогда и ни перед кем нельзя себя распускать. Нельзя уявлять слабость свою перед людьми, ибо этою мерою мерить они вас и будут, накладывая ее рамки на выражение вас при соприкосновении с ними и тем ограничивая и умаляя вас вашим же прошлым неосторожным выявлением своей слабости перед ними. Хотя бы в целях самоохранения следует подумать о том, что являть людям слабость свою недопустимо. Даже высокие духи удалялись от людей в пустыню и уединение, когда надо было обновить силы. Но если это невозможно, то надо крепко замкнуться в цитадели духа, внутри, и внутрь никого не пускать, ибо слабости люди не прощают, ни далекие, ни близкие. Можно быть только сильным. Помните это, когда тяжело.