Грани Агни Йоги 1955, 408
1955 г. 408. (Авг. 3). Хорошо иногда мыслью от жизни земной оторваться и мысленно побыть в сферах надземных, ведь в них придется пребыть после освобождения духа от тела. Хорошо ясно представить себе условия иного существования и понять законы, ими управляющие. Сознание должно приучить себя к этим условиям в духе, чтобы не устрашиться и не поразиться неожиданностями и своеобразием жизни внеплотной. Там человек так же, как и на Земле, живет в теле, но в теле тонком, которое очень похоже на физическое в своем выражении, но оно менее плотно, необычайно подвижно и легко. Так же, как и физическое тело, оно приводится в движение мыслью и приказом воли, но делается это с гораздо большей легкостью. Достаточно мысли малейшей, чтобы оно, подобно птице, устремилось в желаемом направлении. Говорю о людях, ничем не связавших и не отяготивших себя на Земле, ибо сознания, нарушившие законы жизни, могут пребывать в каменной неподвижности, еще более горшей, нежели земная, ибо оно угнездилось в их сознании. Но там все двигается мыслью, и сознание, не допускающее там жизни и движения, тем самым обрекает себя на неподвижность. Следовательно, возможности заключаются в сознании и его накоплениях, то есть в знании, приобретенном на Земле. Свобода или связанность сознания, полеты или неподвижность, или движение, подобное черепахе, зависят от признания человеком своих возможностей. Если там все движет мысль, значит, там все зависит от мысли. Мысль может быть скована незнанием и невежеством, которые лишают человека даже свободы передвижения. Человек, на Земле думавший всегда лишь о Земле и по-земному, точно так же будет думать и поступать там, и притом во всем. Вот от этого-то ограниченного и пригодного на Земле мышления и следует освободиться, чтобы крылья духа не были связаны, ибо, что свяжете на Земле, будет связано и на небесах, то есть в Мире Надземном, Мире Тонком, где живет человек после смерти тела. Освобождение куется на Земле размышлением о Мире Надземном и стремлением постичь его законы. И на Земле, и там все творится мыслью. Но на Земле претворение мысли, или плана в жизнь требует подчас невероятных усилий, или напряжения, как, например, озеленение пустыни или отепление Севера; но в Мире Надземном мысль, отлитая в четкие законченные формы, в них и получает свое конкретное выражение и существует там в ярких красочных образах, не нуждаясь в физических усилиях и труде, как это имеет место на Земле. На Земле это лишь первичная стадия творчества, там же — конечная. В этом — разница. Все продукты творческого воображения приобретают там реальные формы, видимые глазу и заменяющие человеку то, что он видел и ощущал на Земле. С утратой физического мира мир тот приобретает для человека единственную реальность, в которой он и существует точно так же, как это происходит с ним в мире земном, когда он забывает о своих надземных прошлых существованиях. Итак, Миром действительности становится для человека только Мир Тонкий со всем своеобразием своих форм и выражения. Этот мир надо знать и надо изучать еще здесь, на Земле, чтобы прийти в него подготовленным. «Надо готовиться к смерти», — гласит старая формула людского недомыслия. «Надо готовиться к жизни, — Говорим Мы, — к жизни после завершения цикла жизни земной, ибо жизнь, но не смерть назначена человеку». Уходя туда с мыслью о смерти, поистине, умирает человек для жизни в том мире, ибо мыслью обуславливается в Надземном жизнь или смерть сознания. Это надо понять прежде всего. Двигателем является Агни, накопленный при жизни на Земле. Без Агни мысль будет бессильной. Люди, расточившие его на Земле, обрекают себя на тусклое существование в потемках духа. Значит, признать бессмертие еще недостаточно, надо еще и накопить таланты, данные при рождении, то есть приумножить Агни, сокровище свое, психическую, или огненную, энергию, находящуюся в распоряжении каждого человека. Трудно там расточителям. И, наконец, надо иметь хоть какую-то связь с Иерархией Света, чтобы не оказаться там соломинкой в море, когда не за что ухватиться. Там существуют мощные течения и водовороты, которые могут далеко унести не утвердившееся на Иерархии сознание, которое будет яро ощущать свою полную беспомощность благодаря новизне условий. Вот то наималейшее, что надо знать человеку перед великим переходом в Неизвестное.