Грани Агни Йоги 1955, 450
1955 г. 450. (Авг. 25). Как можно согласиться с конечностью одной жизни, если все в окружающем нас мире не имеет конца. Все, что есть, есть продолжение того, что было, устремленное в Беспредельность, ничто в природе не исчезает и не рождается вновь, но лишь продолжается, меняя формы своего выражения. Энергия и материя, входившие в состав закончившей свое существование вещи, принадлежат к различным планам, и потому продолжение явления далеко не всегда доступно наблюдению человека. Червяк раздавлен ногою и перестал быть. Но если бы тонкое зрение было открыто, можно было бы увидеть тонкую форму червяка, продолжающую ползти на плоскости высшей. Такую же тонкую форму оставляет после себя и размолотое и уничтоженное зерно, или камень, или что бы то ни было, имевшее форму на Земле. В Беспредельность уносятся и камни, и люди и продолжают существовать в ней. Конечно, участь камня и человека различна. Но все, сбросившее плотную оболочку, продолжает нить существования. Клише прошлого, показываемое Учителем, служат тому доказательством. Ведь эти картины ушедшей с Земли жизни вызываются из хранилищ природы со всеми подробностями, которые сопутствовали им на Земле. Переход одного вида явления в другое совсем не означает его смерти. Смерти нет. Есть недомыслие человеческое, видящее лишь одну сторону явления и отрицающее другую, не видимую глазу. Кульминацию бессмертия видим в человеке, когда уже непрерывающееся сознание явно утверждает нить жизни, проходящей через все формы, в которые она воплощается. Достижение этого состояния и является венцом победителя, утвердившего свою победу над смертью. Одни верят в бессмертие духа, другие знают его. Это знание является ступенью Архата. Имеем многочисленные свидетельства прорыва обычного сознания в прошлые жизни, когда нить ее восстанавливалась в памяти человека. Пень не может мыслить, но человек может. В способностях человека, находящихся в его распоряжении, запечатлена ныне история его существования многомиллионной протяженности лет во времени. Сознание человека есть яркое свидетельство всех пройденных жизней, ибо в нем сосредоточены результаты прошедших веков. Надо лишь подумать, хорошо подумать, сколько времени потребовалось художнику, чтобы способность свою утвердить и пользоваться ею. На то, чтобы человек заговорил, ушли миллионы лет длительной эволюции. Но говорят все, художники же немногие. Значит, к обычному течению эволюции потребовались еще добавочные усилия. Итак, в настоящем человеке как бы кристаллизована квинтэссенция его достижений. Человек есть результат прошлого и семя новых будущих нахождений, вытекающих из настоящего. Стержнем является зерно духа непреходящего в нем, вокруг которого собираются наслоения опытов жизней, не одной, но многих. Человек, взятый хотя бы только в аспекте прошлого, — это нечто настолько большое, что ум не в состоянии его ни объять, ни вместить. И лишь свитки Акаши помогают иметь прозрение в это бесконечное прошлое человека и в звездную историю его жизни. Непрерывность жизни есть основа ее понимания. Осознание глубин человеческой сущности помогает пониманию эволюции духа и его неизменной сущности, заключенной в вечно изменяющихся формах и растущих наслоениях, откладываемых каждой проходимой жизнью в каждой новой оболочке. Сложен и глубок микрокосм человеческий: не имеет ни начала, ни конца, заключен в великий круг, принявший форму спирали времени. Потому можно говорить о начале и конце спирали, но не самого круга жизни, ибо он является символом Бесконечности. Потому правильным подходом к постижению человека будет осознание его беспредельного и вечного существа, выражаемого в предельных, конечных и временных формах. Над первым сияет пылающий символ бессмертия, над вторыми стоит знак смерти и уничтожения. И уже зависит от воли самого человека, к чему и на что обратить взор свой и чему отдать силы своего духа.