Грани Агни Йоги 1955, 453
1955 г. 453. Друг Мой, тепличное растение годится для теплицы, но не для жизни. Хочу видеть силу духа, которую уже ничто не сломит. Почему в кино или театре не отождествляешь себя с тем, что видишь? Но почему не следуешь этому примеру, когда лента суровой и жестокой действительности разворачивается перед сознанием, проходя из настоящего в прошлое? День прошел, отрезок ленты свернулся, чтобы новым смениться, а ты смотришь… И на новый так же будешь смотреть, и так же неумолимо уйдет он в прошлое. Сын Мой, почему внешнее отождествляешь с собою, смотрящим? Ведь ты только зритель. Отдели созерцаемое от непреходящей сущности твоей и найди в этом мощь противостояния жизни, ее жестокости и ее трудностям. Жестока жизнь, жестоки люди, пощады не знают и жалости не имеют. Знай, что жестокость с планеты уйдет и уже другой фильм развернется перед глазами. Но пусть и он не захватит сознание. Ничто: ни хорошее ни плохое, ни приятное ни неприятное, ни радостное ни печальное — не должно захватывать сознание. Оно должно быть свободным от власти окружающего над собою. Конечно, освобождение надо искать в мысли и через мысль, когда мысли текут широко и свободно и все, что происходит вокруг, отходит на задний план и не владеет уже сознанием. Мысль побеждает плотные вибрации, и дух становится крылатым. Ракушка уходит в свою раковину от внешней опасности. Бессильны против нее волны и вся мощь океана. И даже ураган ей не страшен. Так и сознание в случае сгущения невыносимых условий погружается в глубины свои, не доступные волнам внешних воздействий, и там, внутри, силу находит выдержать девятый вал. Астрал исключается из процесса, ибо склонность имеет неистовствовать и метаться под ударами волн. Учитель Считает, что причин для отчаяния или безнадежности нет и не может быть, как бы жизнь ни сложилась. Относительно и условно все. Эти же самые условия при изменившихся обстоятельствах будут почитаться за счастье. В холодной комнате страдает человек, но если бы он внезапно очутился в ней во время страшной снежной метели в поле, за ее четырьмя стенами, воистину, был бы он счастлив. Контраст обуславливает ложность восприятия и вовлекает сознание в орбиту призрачной очевидности. Но даже мысленное представление иных обстоятельств разбивает пелену Майи. Именно условность момента надо понять, чтобы оценить его шире. И тогда преходящая природа жизненной ленты становится более ощутимой. Контрасты, вызванные воображением, помогут увидеть явление со стороны, и перед большим малое станет еще меньше, а большое сделается малым. Так, рисуя трудности еще большие, опасности более сильные, настоящее можно умалить и горечь его приуменьшить. Когда очень плохо, можно представить себе положение еще более худшее и порадоваться, что в действительности оно не таково. Но все это паллиативы1. Истинное достижение заключается в том, чтобы достичь состояния равновесия нерушимого, когда уже не устрашает ни жизнь, ни смерть и ничто, угрожающее плоти или ее оболочкам, ибо духу не может ничто угрожать.
1 Паллиатив — временное решение, полумера.