Грани Агни Йоги 1955, 455
Вчера совсем не писалось. День был очень тяжкий. Попытки писать не делал. Одолели вопросы и неустойки мышления.
1955 г. 455. (Авг. 29). Все слова сказаны, и доводы приведены, и известно, что делать и как поступить в любых условиях — остается применить знания. Но если они все же не применяются, что же тогда? Тогда остается одно: катиться под гору, ибо знание неприменяемое разрушительно. Знание высекает огни, то есть дает энергию для действия, если оно не совершается, то куда же ее девать? Стремясь выявиться, энергия эта выявляется в действиях обычных или даже отрицательных, и тогда можно говорить о падении духа.
Сколько же можно ждать? Можно и должно ждать до конца. Других мерок ожидания нет. Люди ждать не умеют, отсюда столько падений. И часто званые от избранных отличаются лишь умением ждать и упорством дождаться. Как правило, ожидание становится невыносимым перед концом, и чем ближе он, тем невыносимее становится процесс ожидания и хочется свернуть в сторону или даже назад. И Майя яро рисует свои узоры и ткет паутину обмана. И незадачливый путник Земли, попадая в ее тенета, безнадежно запутывается в них. Но Учитель Остается в Башне Своей и с грустью Наблюдает это явление, обычное для тех, кто не выдерживает испытание. Но уже говорилось, что не выдержать испытание нельзя; немыслимо поражение, ибо тогда путь побежденному остается лишь во тьму. Таков будет конец, если продвижение свое ставить в зависимость от каких бы то ни было внешних условий, больших или малых. Зачем же отдавать себя во власть тьмы и преходящей природы, где нельзя найти точки опоры и устойчивости и ни на что полагаться невозможно? Опора одна — Учитель. Он не Изменит и не Предаст. Но если сомнения раздирают сердце, то даже Учитель бессилен, ибо приближаемся к Нему сердцем, чистым и полноустремленный. Сердце, омраченное сомнением или колебаниями, не сможет удержать связи. Итак, надо держаться, чего бы это ни стоило. Держаться, вопреки всему, вопреки самой явной и убедительной очевидности. Мираж очевидности может рассеяться от одного прикосновения действительности, но если это случится тогда, когда непоправимое уже совершилось, что тогда? Увидеть осуществление заповеданной сказки и не иметь уже права быть ее участником — не будет ли это слишком большой ценой за отраву допущенных сомнений? Испытания сомнением могут настигнуть на любой ступени. Их надо победить. Их можно победить, решительно отбрасывая их и отказываясь слушать их шепот, каким бы убедительным он ни казался. Его сила в убедительности, неотрицаемой и явной, которую невозможно опровергнуть. Но стоит лишь ею соблазниться, как страшная бездна падения разверзается перед доверчивым мозгом и темный круг безысходности смыкается над духом поникшим. Потому сомнения надо отбрасывать, не вступая с ними в спор и не пытаясь их опровергнуть и в чем-то себя убедить. Их просто отбрасывают, как отбрасывают ехидну или скорпиона, стараясь их уничтожить. Но сперва надо отбросить, скорее, скорее, чтобы не успели ужалить и ввести в организм свой смертоносный яд, несущий в себе флюид разложения и смерти. Борьба с сомнением заключается в том, чтобы отбросить его, не рассуждая и не вступая с ним ни в какие взаимоотношения.