Грани Агни Йоги 1956, 847
1956 г. 847. (Нояб. 4). Хочу указать, что не имеет значения никто и ничто, воздействующее на человека извне. Решающее и важнейшее — это то, что происходит внутри под воздействием внешним. Важна реакция на него, важно то, что исходит от человека, ибо не то оскверняет или влияет на человека, что входит в него, но «что исходит из уст» его, как было Сказано когда-то. Это означает, что ответный процесс на внешние явления по сущности своей представляет нечто такое, что остается в человеке, что дает отложения явные, что неотчуждаемые кристаллы энергии оставляет в микрокосме его. Масса событий может твориться вовне, но лишь те, что дают отложения в Чаше, то есть вызывают ответную реакцию, выражающуюся в ответных энергиях, порождающих кристаллы огненных отложений, лишь они след оставляют и значение имеют. Все остальное проходит бесследно. Но реакция на явления извне может регулироваться, направляться и обуславливаться волею, или, во всяком случае, обуславливаться сущностью человека. Само по себе внешнее явление не предопределяет характер этой реакции. Ее определяет воспринимающее явление сознание: бесконтрольно, или автоматически, рефлекторно, или же под контролем воли. В первом случае человек будет жертвой всех внешних воздействий, во втором — их господином, то есть сознательным распорядителем и регулировщиком ответных реакций сознания на все, что приходит извне. Реакция же, вызывающая ответные энергии, и будет тем, что исходит от человека, из его микрокосма. На одно и то же явление два человека могут реагировать совершенно различно: один радоваться, другой плакать. Значит, дело не в самом явлении, но в человеке. И если это так, то, следовательно, не явление, но сам человек обуславливает характер производимого на него впечатления. Значит, все зависит не от явления, но от самого человека, потому в руках, или в воле человека, любая реакция сознания на любое событие вовне. При утверждении равновесия духа это понимание и положим в основу своего отношения ко всему, что вне нас происходит. Реагируй, но не так, как хочу, но не так, как делалось это раньше, при рефлекторном восприятии внешних воздействий. Зачем чему-то позволять воздействовать на себя, когда можно воздействовать на себя самому, волей своею, пропуская любое явление через призму воли для окрашивания его в желаемый цвет и овладения им сознательного. В этом-то и заключается власть над тем, что происходит вокруг. Свою печать воли накладывает человек на событие, не допуская, чтобы оно повлияло на него бесконтрольно и вопреки воле. Когда утверждено равновесие, оно служит призмою, через которую преломляются волны текущих в сознание явлений, каковы бы они ни были. Синие огни все вибрации света окрасят в синий цвет в той или иной степени и синий оттенок всему придадут. Так же точно и кристаллы равновесия, в сознании утвержденные, преломят вибрации внешней среды, окрасив их в сущность своего цвета. Ибо, если гнев или любовь свой цвет имеют, то имеет его и равновесие духа, и цвет этот белый, ибо синтетический луч света тоже ведь белый, а равновесие — качество синтетическое. Как простой физический луч поглощает в себя все цветные лучи, давая в результате этого синтеза луч белый, точно так же и равновесие духа, будучи качеством синтетическим, все цветные эманации оболочек покрывает единым белым лучом света, из микрокосма человеческого исходящим и властно и победно поглощающим цветные лучи неуравновесия в оболочках обычных людей. Этим побеждает равновесие тех, в ком оно не утвердилось, побеждает властно, подавляя мощью своею разрозненные вспышки своевольных распущенных бесконтрольных оболочек окружающих. Равновесие силу имеет мощью синтетического луча тушить и погашать и слабые, и сильные излучения однотонного характера именно благодаря своей синтетической сущности. Условие синтеза тем и сильно, что в синтезе сказывается объединяющая мощь целой гаммы лучей. И здесь применим принцип: в единении сила. Потому качества синтетические столь трудно достижимы, но именно они являются целью усилий Архата совершенствовать их беспредельно. Для начала надо иметь что-то, чтобы было к чему приложить. Наращивать кристалл утверждаемого в микрокосме своем качества процесс увлекательный и интересный. Силу огней утверждает и растит в себе человек. И радостно ощущать, как умножается эта сила и как реально проявляется в действии в течении процесса. Можно упражнять равновесие на всем и на всех. Процесс этот внутренне затрагивает лишь самого экспериментатора. На окружающих он являет лишь неизбежные следствия. И им можно лишь сказать: «Не тронь, если не хочешь обжечься». Защитная формула «не тронь» очень характерна для духа, утверждающего равновесие, ибо каждый, осмелившийся напасть, или нанести удар, или просто уколоть, или уязвить, ударившись о броню равновесия, должен пенять сам на себя. Его никто не задевал, он наказал себя сам. Огонь кристалла равновесия сжигает и тушит огни людей, его в себе не утвердивших, если огни направлены на носителя равновесия. И если вокруг плач, беспокойство, волнение, горе, страх и все прочие чувства бушуют, храните равновесие непоколебимое, и потухнут огни, порожденные всеми этими эманациями неуравновесия человеческого. Ибо равновесие — великая сила. Одни хотят богатства, другие известности, третьи здоровья, четвертые счастливой жизни и так далее и далее без конца. А вы устремитесь к тому, чтобы сокровище равновесия в себе утвердить, устремитесь всем духом, всем желанием, всем сердцем, и будет сокровище с вами, и кристалл его будет расти, и никто никогда от вас его не отнимет, в то время как все они, хотевшие и хотящие чего-то, потеряют все, чего так страстно хотели, и останутся ни с чем. Но вы же драгоценный кристалл этой огненной мощи с собой навсегда унесете, куда бы вы ни пошли, и где бы вы ни были, и какая оболочка ни облекала бы дух ваш, и на каком плане существования не был бы он. Ибо Чаша — хранительница Сокровища — с вами пребудет всегда, ибо она в вас. Можно, можно утверждать равновесие ценой любых усилий, чего бы это ни стоило. Можно и должно для тех, кто прозрел его мощь.