Грани Агни Йоги 1957, 277

1957 г. 277. (Июль 2). Друг Мой, иногда хорошо предпослать восприятиям определенные, четко кристаллизованные мысли. Они — как стержень магнита, влекущий из пространства созвучные элементы для нарастания; хотя бы малое надо иметь, чтобы было к чему приложить. Возьмем для примера качество — ничему не удивляться и не поражаться ничему. В прошлом не раз мысль уже возвращалась к этому качеству духа, значит, можно добавить и расширить имеющееся уже понимание. Развить и углубить можно все, ибо перед нами Беспредельность. Отсутствие свойства удивляться есть выражение качества спокойствия. Это прежде всего. Представьте себе человека, ахающего, и охающего, и удивляющегося всему. В каком состоянии находится его астральное тело? Вместо спокойного и четкого восприятия явлений происходит процесс ярого неуравновесия астрала, который, как заводная кукла, под воздействием вибраций извне бурно и несдержанно себя проявляет, реагируя явно на все. К чему эти ненужные движения в астральной оболочке? Ведь можно, совершенно ничего не теряя, обойтись и без них. Они излишни и вредны. А главное, делают человека безвольной марионеткой чужих мыслей, и слов, и воздействий. Одно сознание воздействует, другое реагирует. Лучше эту реакцию на все происходящее перевести в область интеллекта, в область ментала. Многие люди любят поражать и удивлять других, и любят, и ждут, когда те поразятся. Многие любят поражаться, многие настолько подпали этой привычке, что даже считают своим долгом показать нарочито свое удивление. Это особенно вредно. Это делает из человека паяца. Многое от паяца существует еще в некоторых людях. Сравните спокойного и сдержанного человека, астрал которого обуздан, подчинен и молчит, с человеком, в котором он уявляет себя безудержно. Инстинктивно, но явно, теряется уважение к этому последнему у того, кто понимает, в каком рабстве у своего астрала находится такое сознание. Условные улыбки, болтливость, заискивание — все это из явлений того же порядка, и, к сожалению, многое другое. Достоинство духа утратил человек и обменял его на ужимки астрала. Особенно унижается это достоинство духа, когда все астральные движения, происходящие внутри, не будучи сдерживаемы волей, выпирают наружу для лицезрения каждого. Астрал быть должен обуздан. Рано или поздно, но надо его подчинить, ибо на известной ступени он изживается полностью и становится уже больше не нужен. Следует сделать опыт хотя бы в течение одного дня — провести его так, чтобы ничем внешне не выявить внутренних движений астрала, и один день — так, чтобы сдерживать его не только внешне, но и внутренне. Потом эти сроки можно будет удлинить. Жизнь и мелочи дня дают к этому прекрасные возможности, ибо обычно около человека находятся именно те люди, которые вызывают в нем ярую реакцию на себя. Если изжит такой человек и реакции уже не вызывает, он, как правило, уходит с пути. Много таких, изжитых сознанием людей, проходит перед развитым духом. Лучший способ освободиться от них, яро воздействующих на астрал, заключается в том, чтобы перестать реагировать и внешне, и внутренне на их воздействия. В этом отношении каждый встречный, затрагивающий астральную оболочку, как бы учитель, который не отпустит до тех пор, пока урок не будет выучен успешно. Успех состоит в том, чтобы прекратить в себе болезненные или ненужные реакции на воздействия, идущие от такого субъекта. В спокойствии полном, приведя астрал к молчанию, следует встречать волны воздействий, идущие от людей, и ни при каких обстоятельствах не допускать условных, принятых всеми, реакций на то, что исходит из уст человеческих. Необычно спокойствие в человеке. Чужой астрал немедленно же подчиняется ему, если почувствует, что все попытки нарушить это равновесие бесплодны. Власть над своим астралом приводит к власти и над астралом другого. Говорят, что из двух друзей один всегда раб другого, лучше сказать — из двух людей один всегда сильнее, чем другой, и это взаимоотношение двух сущностей человеческих определяется почти тотчас же при встрече даже людей незнакомых. Но знающий даже более сильному человеку не даст над собой этой власти, ибо может себя оградить, замкнувшись щитом сдержанности, спокойствия и равновесия, ибо против равновесия не устоит никто. Следовательно, нельзя быть ни паяцем, ни заводной куклой, ни марионеткой в чужих руках, ни флюгеркой для ветра. Достоинство духа нельзя уничтожать.