Грани Агни Йоги 1957, 370
1957 г. 370. (Авг. 16). Как часто люди, желая одного, делают совершенно другое. Нет координации, или согласованности, между энергиями своего собственного микрокосма. Такого раздвоения следует избегать всеми силами, ибо оно пожирает энергии человека. Объяснение просто: две противоположных силы нейтрализуют друг друга. Надо избегать этого раздвоения, ибо дом, разделенный в себе, не устоит. Корни этого явления глубоки. Борьба между низшей четверицей и Высшей Триадой служит причиной тому. После смерти она обостряется необычайно и является уже фатальной, так как должна обязательно закончиться победой которой-нибудь из двух: центром средоточия низшего «я», или четверицы, является астрал — ярая, неуемная, неистовая оболочка, в которой сосредоточена самая сущность атавизма, лунное наследие, центр страстей человеческих; центр Триады — Высшая Бессмертная перевоплощающаяся Индивидуальность человека. В случае победы низшего «я» и земных притяжений четверица обречена на конечную смерть и разложение, ибо все ее проводники смертны, в случае победы Триады сознание переносится в нее и сознательная жизнь продолжается дальше. Это — за гробом. Здесь же, пока на Земле, в теле плотном, борьба хотя и не столь драматична, но все же идет беспрестанно. Настоящая драма духа человеческого развертывается позднее. Но это обстоятельство все же не лишает эту борьбу и глубокого, и решающего значения. Все импульсы, желания, стремления и тенденции в человеке исходят из двух центров: высшие от Триады, низшие — от четверицы, или астрала. Физическое, эфирное, астральное тело и низший Манас — элементы четверицы. Ее энергии тянут человека вниз. И потому требуют обуздания, контроля и неустанной заботы. Следует обратить особое внимание на тупую инертность, упорство и тяжесть астрального проводника. Каждое высшее устремление или попытка подняться тотчас же вызывают противодействующую реакцию в нем и тупое сопротивление. Стоит начать утверждение какого-либо качества, как эта инертная сила тотчас же восстает и начинает противодействовать. Сила привычек внедрена в астрале, он этим силен и этим упорен. И всякое желание улучшения или усовершенствования наталкивается на энергии, сосредоточенные в нем. Когда-то в них была вложена воля носителя их. И новая, более сильная воля восставшего духа должна заново их победить. Сколько раз огненное желание духа подняться возвышало его, и сколько раз упорное противодействие астрала лишало человека его достижений. Борьба эта в человеке идет постоянно, и как часто низшее в нем побеждает. Если оно побеждает теперь, оно победит и тогда, когда сброшено будет плотное тело. Побеждать и победить, шаг за шагом, во всем, во всех мелочах надо научиться сейчас, когда еще в теле, ибо потом будет поздно. Ярому воли упорству уступит астрал. Отступление невозможно, астралу поддаться и подчиниться нельзя. Немыслимо поражение, хотя и остро возможно. Пусть эта немыслимость, сознательно обращенная в объятия смерти для духа, даст силы бороться и победить. Падшие души! — не те ли, кто победить не сумел? Учитель яро Хочет помочь управить этой буйной оболочкой и ее обуздать. Холодность, сдержанность, умение владеть собою, своими чувствами и эмоциями имеют более глубокое значение, чем это может казаться. Астрал должен быть подчинен, а в конечном счете, убит. Не надо уже более для эволюции духа этого неуемного проводника. Он уже духу мешает, а не способствует эволюции, как это было когда-то. Есть на Земле люди, правда, их мало, которые живут и мыслят, не имея астрала в себе. Он приведен к молчанию. Учитесь заставлять замолкнуть эту оболочку в себе. Останавливайте и подавляйте всякие попытки движения в ней, когда она восстает особенно буйно. И радость, и горе можно встречать в полном спокойствии, не давая пищи астралу, от которой он разбухает и становится упорнее, и силы наращивать ему не давайте утверждением спокойствия и равновесия духа. Говорится ведь о качествах духа, но не качествах астрала, ибо астрал есть прошлое человека, неуемное всеми его неизжитыми страстями, недостатками и пороками. Астрал — враг древний. Он требует обуздания и подчинения всех в нем движений воле. Пусть для начала все эти движения происходят с санкции воли, даже нежелательные, чтобы потом было тем легче любое из них прекратить. Волю ему противопоставить, железный намордник надев на него. Зверь должен быть в клетке и питаем в соответствии с требованиями целесообразности. Выпускать нельзя — пожрет все, что попадет в его пасть.