Грани Агни Йоги 1958, 1010

1958 г. 1010. (827). (Окт. 29). Мы считаем, что внешние обстоятельства обусловливают жизнь сознания и его характер лишь до тех пор, пока сознание не выросло и не окрепло до такой степени, что уже в состоянии сперва не поддаваться влиянию внешней среды, и потом уже самому влиять не нее. Сильные духи всегда вели за собой многих, не подчиняясь общепринятому стандарту. «Иду один против течения» — так Называем Мы их. Но пока не достигнута эта ступень, следует оберечь хотя бы независимое продвижение собственного сознания, не допуская, чтобы оно было втянуто в поток, обезличивающий индивидуальность его накоплений и стремление следовать за Учителем. Влияние окружающего на сознание очень велико, и сохранить направление устремления к Учителю необычайно трудно, ибо все устремляются совсем не туда, а кому куда вздумается. Говорю о внутренней свободе духа. Отрицаем собственность, ибо самое страшное рабство духа — это рабство у вещей. Сознание опутано нитями, протянутыми от каждой вещи, которую считает своей человек. Перемены места тем и хороши, что отрывают сознание от вещей, к которым оно приросло. Но и с собою следует брать возможно меньше. Зачем же оковы с собою возить? Это хорошо понимали странствующие монахи, не беря с собой ничего. Надо порой принимать героические меры, чтобы избавиться от цепей собственности. Можно ничего не считать своим, но даже временное обладание вещами связывает сознание, хотя и делает легким отрыв от Земли и вещей при освобождении от тела. Надо почувствовать всю тягость этого рабства, чтобы ужаснуться ему. Мысль приковывается к вещам, а заодно и к окружающему, и вырваться трудно порабощенному сознанию из этих клещей. Получается такое положение, что дух стремится к Учителю, а окружающая замкнувшаяся сфера не пускает его. Птица духа привязана крепкими узами к Земле. И хочет человек устремиться, но не может преодолеть притяжения окружающей сферы. И даже уносясь в сияющую даль к Учителю Света, влачит он за собой нити земных притяжений и мыслей, связанных с ними, непомерно отягощая Учителя.