Грани Агни Йоги 1958, 32

1958 г. 32. (Янв. 16). Воплощение цветами. Воплощения в цветах нечасты. Имеют место, когда духу надо переждать, пока его догонят другие. Дух нуждается в форме для своего выражения. Цветок будет как бы гранью духа, одной из граней его. Грань эта является формою красоты. Конечно, выражается дух в ней только частично. В металлах, минералах, газах выражаются цепи иерархий различных. Весь мир и все существующее в нем есть манифестация определенных сил. Эти силы иерархичны. Бог во всем и все — в Боге — так выражена в религии эта идея. Потому воплощение духа в цветке не есть нечто, идущее вразрез с логикой жизни. Сознание пребывает на Высшем Плане, но активность его частично проявляется в избранной духом форме. Так же и творчество художника, его идея, или мысль, воплощается в творимой картине: как бы кристалл сознания зафиксирован в ней. Творчество духом такой сложной формы, как цветок, нелегко и непросто. Много легче сознанию воплотить энергии свои в картине или иной форме земного человеческого творчества, чем в форме былинки малейшей. Но прежде чем стать со-творцами Пламенных Логосов, воплощающихся в планетах, солнцах и звездах своих, надо пройти по ступеням Космического Творчества с самого низа. Законы меры, числа и пропорций, о которых говорил еще Пифагор, надо усвоить практически, а также и власть утвердить над элементами земли, воды, воздуха и огня. Надо стихиями овладеть, и тогда иерархии, творящие их, подчиняются воле духа. Космическое Творчество столь сокровенно, что и доныне наука, несмотря на все достижения свои, не в состоянии создать ни одной формы жизни, даже самомалейшей. Потому воплощение цветами, являющимися продуктом Космического Творчества духа, будет уже свидетельством его высокой ступени. Надо понять, что Солнце есть тело, облекающее Планетного Духа, созданное Им самим для уявления, или выражения, его творческих сил. Много различных иерархий сотрудничают в этой работе с творящим Логосом. В цветке, но на шкале не столь грандиозной, уявляется тот же принцип творческой мощи духа, созидающего себе оболочку для выражения себя в мире внешних форм. Самотворчеством духа можно назвать этот процесс. Так же и весь внутренний мир обычного человека есть выражение его творчества, в формах которого он и живет, равно как и в каждой им созданной мысли он как-то и на какое-то время себя выражает. Принцип остается все тем же, но формы и способы его уявления меняются в зависимости от ступени духа. Духо-монада с самых первых шагов своей индивидуализации начинает облекать себя в силу универсального закона наслоениями из окружающего ее мира. Так постепенно строит она свои проводники, или оболочки. На ступени человека эти оболочки в виде физического, астрального, тонкого, ментального и огненного тел уже дифференцированы на высокой шкале. И человек творит при помощи этих оболочек на планах, им соответствующих. Затем идет ступень творчества Космического, когда воля его уже сознательно создает формы жизни живые: растения, рыб, птиц, насекомых и так далее. Микрокосм человеческий в потенциале своем наделен могучими творческими энергиями, но на настоящей ступени они вне сознательного контроля воли и осознания. В тайну деторождения проникнуть ему еще не дано. Цветы, травы, деревья природа творит и без вмешательства человека. Он пока только ищет путь направлять эти процессы, но не творить еще их. Это приближает его к возможностям Космического творчества. На высших планетах эту страницу Космического знания уже открыл человек, на вашей возможна она лишь для Архата, но и то лишь в аспекте начальном. Вопрос о воплощении цветами глубок и сложен, но и путь к нему долог. Думают, что все творится само собой. Но это неверно. Над формами жизни Трудились Великие Сознания, и многие иерархии духов принимали в этом участие и помогали стоящему во главе каждого канала творческой мощи. Над миром Трудились Великие Сознания. Как сочетать элементы, входящие в состав, скажем, розы, как сочетать их, чтобы запах, и форма, и цвет гармонировали бы созвучно? Как жизнь утвердить в этой форме и в семени розы ее передать потомству? Шкала химических элементов остается все той же, но роза, ячмень или дуб столь разны в своих внешних формах, что только огненное сознание Планетного Духа владеет прямым процессом творчества этих форм. В процесс роста кристаллов наука проникла. Кристаллы снежинок красивы. Узоры мороза на стекле уже напоминают цветы, деревья и травы. Чудесны тайны творческой мощи природы. И удел человека — овладеть ими когда-то. Ныне время еще не пришло, но приоткрыть страницу возможностей, приуготованных Космической Волей человеку, уже можно, ибо идет Великая Эпоха Огня, а значит, и творчества духа. В области искусства лежит ближайший подход к очередной Тайне.