Грани Агни Йоги 1963, 163

1963 г. 163. (130). (М.А.Й.). Нелегко отделить мысль от себя и понять, что она является для духа явлением внешним, равно как и одежда, или тело, или эмоции, или чувства. Мысль не есть «Я» человека, но всего-навсего лишь его порождение, его творение, как и каждый предмет, сделанный его руками. Если понять отдельность мысли от сознания, творца — от своего порождения, то легче, ее отделивши, ей овладеть. Невозможно, мысль от себя не отделивши и считая ее своим «Я», ею управить и взять под суровый контроль. В момент попытки овладения данной мыслью можно, как бы встав от нее в стороне, спокойно предоставить ей израсходовать свой заряд, свою энергию, с тем чтобы увидеть, что, предоставленная самой себе и отделенная от сознания, она начинает терять свою силу и затухать. Но объединение с нею усиливает ее постоянно и поддерживает ее жизненность, ибо мысль питается психической энергией своего породителя. Не имеются в виду светоносные мысли. Мысль света питает и увеличивает энергии сознания. Но мысль тьмы ее пожирает и обессиливает человека и все его оболочки. Мысль может не только обессиливать, мысль может вызвать заболевание всей системы, мысль может остановить сердце, то есть убить. Следует четко различать эти два порядка мыслей — разрушителей, пожирателей, силы сосущих, от мыслей Света, жизнедателей. В контроле нуждаются и те, и другие: пожиратели — для управления ими и изгнания из сознания, жизнедатели — для удержания и роста. Но в том и другом случае мысль отделить от себя, ее породителя и творца, необходимо. Отделенная, она становится более послушной и легче подчиняется воле. Ведь в конечном итоге сознательно или бессознательно, но мысль порождается волей, и воля ее властелин. Когда происходит отделение и сознание и воля становятся в стороне от мысли, ими рожденной, ею можно владеть и ее направлять, как всадник направляет коня. Конь везет всадника, своего господина, мысль несет, подобно коню, несет на себе своего породителя и творца, но узда в руке всадника, и коня направляет он, равно как и мысль направляет и ею руководит сам человек — творец своей мысли и ее властелин.