Грани Агни Йоги 1963, 225
Во сне проходил сквозь стены и стеклянные двери и окна.
1963 г. 225. (Апр. 7). Как же можно видеть предмет перед умственным оком, если в сознании не запечатлены все детали. Опыт показал, что даже каждодневное созерцание в течение десяти лет предмета, имеющего особое значение, не привело к тому, чтобы в третьем глазу были запечатлены все подробности, ибо каждый день открывает все новые и новые детали, не отмеченные или не запомненные ранее. Правильно полагать, что даже и здесь соприкасаемся с бесконечностью мельчайших подробностей. Художник мысленно видит предмет, который он хочет нарисовать, и часто может рисовать по памяти. Вот почему Говорим, что искусство ведет к познанию вещей. Ведь и музыкант, обладающий сильно развитым музыкальным ухом, тоже запоминает все звуки услышанной мелодии. Можно подумать над тем, какие возможности кроет в себе искусство. Абсолютный слух, то есть абсолютная звуковая память, и абсолютная зрительная память предпосылают необходимость вывода об абсолютной памяти всех прочих чувств и восприятий. Художник-портретист не может творить, то есть написать портрета, если не уловит точно и безошибочно каких-то особых, характерных деталей, которых не видит обычный глаз. Для творчества надо уметь не только смотреть, что делают все, но и видеть, и осознавать видимое, и запечатлевать его сознательно. Память без сознательного восприятия проявиться во всей силе не может. Таким образом, можно понять, как искусство подводит человека к развитию в себе тех способностей духа, без которых творчество невозможно. Могущество духа зиждется на них. Еще в древнейших оккультных школах учили яркости и четкости изображения в третьем глазу. О значении искусства следует думать уже вне обычных о нем представлений. Искусство — это путь раскрытия внутренних способностей человека, дающий возможность ему подхода к возжжению центров.