Грани Агни Йоги 1963, 282

1963 г. 282. (208). (Апр. 23). Столько трудов, столько забот, столько переживаний, и все для того, чтобы смениться новыми и быть забытыми даже уже в этой жизни, не говоря уже о следующих. Стоит ли каждый раз городить огород сызнова, чтобы вскоре же заняться другим? Не равнодушие и безразличие указуется, но целесообразность и соизмеримость. Не лучше ли отдать силы на то, что значения своего не теряет во времени, а, наоборот, усиливается, возрастает и приобретает все больший и больший смысл? Итак, разделим все, что занимает сознание человека, на две сферы: одна состоит из вещей преходящих, связанных с внешним и меняющихся постоянно; другая — из вещей непреходящих, продолжающихся из жизни в жизнь. Этой другой сфере и отдадим свое сердце, зная, что там, где сердце, там и сознание. К области явлений, имеющих очень длительное существование, относятся качества духа, которые растут или уменьшаются в зависимости от восхождения или нисхождения духа. Скажем, страх или мужество будут сопутствовать человеку из жизни в жизнь, возрастая или ослабевая в своей силе. Качества духа развиваются и растут по восходящей или нисходящей дуге — или эволюция, или инволюция. На протяжении нескольких воплощений можно проследить эволюцию или инволюцию растущего качества, когда оно возвышает дух или низводит его по ступеням лестницы жизни. Малого и не имеющего значения нет ничего. Зернышко малое в жизни одной может дать всходы большие в другой, и хорошо, если семя это благое. Ведь и сорняки дают свою поросль. Нива сознания пусть будет заботою дня, ибо в течение дней и ночей жизни земной разрастаются или умирают ростки зерен добрых и злых. Так среди изменчивого потока явлений земных идут струи течений более глубоких, уходящих вовнутрь. Внешний человек родится, стареет и умирает, и быстро меняется облик его в течение жизни, но внутренняя сущность его остается почти неизменной, если только он не приложит сознательно к этому руку. На примере алкоголика можно видеть уже более ускоренное, чем обычно, падение духа, ибо падение совершается иногда очень быстро, но не без далеких причин. Так же и восхождение может идти планомерно и быстро, как, например, в случае ученичества. Эти внутренние процессы сознания, так мало зависящие от внешних условий, являют собою самое значительное в человеческой жизни. Ничто внешнее не может их заменить, и никакое земное благополучие прикрыть трагедию падения духа или умалить подвиг восхождения его по Лестнице Света. Две жизни у каждого человека, и следует думать о том, какое значение имеет каждая из них.