Грани Агни Йоги 1964, 136

Во сне видел Юшу1 и хорошо побеседовал с ним, а возможно, и Гуру, забыл содержание сна.

1964 г. 136. (Фев. 15). Проблема сосредоточения сознания на определенном объекте в течение определенного времени довольно сложна и трудна. Для этого требуется прежде всего спокойствие всех оболочек. Можно при напряженном движении мускулов быть совершенно спокойным и можно быть в величайшем беспокойстве. Точно так же и во всех прочих проводниках. Спокойствие может быть телесное, астральное и ментальное. При неподвижности тела внутри может бушевать буря, или полное душевное спокойствие — при ярой физической активности. Движения в оболочках бывают спокойные, хотя бы даже и очень быстрые, или беспокойные. Дело не в самом движении, а в его характере. Если в движении есть ритм, гармоничность, то даже и при большой быстроте спокойствие его не нарушается. Но если ритм нарушается, например, в движении турбины, машина может разлететься на мелкие кусочки. То же самое и с человеческим организмом. Во всем ритм, и если напряжение, то напряжение спокойствия, напряжение спокойное, но не напряжение беспокойства, то есть аритмичности. Только равновесие допускает великое напряжение, быстроту и крепость аппарата. Сосредоточение можно упражнять на спокойствии физическом, астральном и ментальном, повышая или понижая напряжение. Полная неподвижность физического тела не легко достижима. Нелегко также и приведение к молчанию астрала. Но всего труднее управлять все же мыслью. Жизнь заставляет сосредоточиваться на различных предметах и явлениях, но сколь же несовершенно такое сосредоточение. В этой области можно усовершенствоваться без конца. Каждое усилие безусловно полезно. Без овладения оболочками дальше известной ступени продвигаться нельзя. Но ведет мысль. С овладения ею и следует начинать. Всякое сосредоточение полезно, если объект положителен.


 1 Юрий Николаевич Рерих.