Грани Агни Йоги 1964, 48
1964 г. 48. (Янв. 15). Мысль творит тонкие облики из вещества (стихийной материи) стихий. Стихии находятся в четырех своих состояниях, подобных земле, воде, воздуху и огню, различающихся между собою по плотности и подвижности. Всего состояний семь. Каждое в свою очередь тоже подразделяется на семь. И микрокосм человеческий включает в себя все эти состояния. Овладение каждым из них дает власть над такими же состояниями стихийной материи и вне его. Овладение физической оболочкой так же необходимо, как и всеми остальными. Можно пользоваться каждой возможностью, чтобы постоянно и упорно утверждать власть воли над любою из оболочек. Все чувства подлежат тренировке: у йога сознательной, у обычных людей — кармически проводимой. Музыкант, художник, радист, летчик, слепой, глухой и немой — каждый кармически тренирует и упражняет те или другие способности. Но йог делает это сознательно. Разнообразие воплощений имеет в виду всестороннее и гармоническое развитие человека. Эволюцию духа йог берет в свои руки, ускоряя тем самым ее. Когда все, что делает человек, делается хорошо и в напряжении, развитие идет ускоренно. Лентяй и лежебока — враг самому себе. Развитие способностей и качеств совершается в Беспредельности и не имеет конца. Ограничивать в своем понимании этот процесс одним воплощением нелепо. Даже чтобы заговорить, человеку потребовались миллионы лет. Весь процесс эволюции человечества следует понимать в аспекте Беспредельности. Краткость текущего часа и Вечность гармонически сочетаются в сознании того, кто знает свой путь. Йог при этом сознательно пользуется законом причин и следствий, создавая причины, приносящие желаемые следствия. Все, что когда-либо было заложено человеком его действиями как причина, даст соответствующие причине и природе ее следствие, как только это позволит комбинация окружающих условий. Безразлично, будут ли это условия плотные, тонкие или огненные. Закон причинности действует на всех планах. Но в известном смысле мир плотный является миром причин, Мир Тонкий — следствий. С другой же стороны, в другом же аспекте мир плотный в свою очередь является тоже миром следствий, хотя и порождает следствия для Тонкого Мира. Человек, владыка своей мощи, — породитель причин. Обычный человек творит их бессознательно, йог — со знанием следствий и целесообразно. Всякий нецелесообразный поступок задерживает продвижение в эволюцию, хотя и учит тому, чего не следует делать в будущем. При яром огненном устремлении на пользу, конечную пользу, обращается всё, и хорошее и плохое, но при условии, если имеется Руководитель. Каждое мгновение жизни можно обращать на пользу эволюции духа.