Грани Агни Йоги 1964, 673

Видел во сне, что с трудом мы сдвигали на берегу засевшую в ил лодку. Потом бежали по берегу, а лодку подняло волной, и мы спешили, чтобы сесть в нее. Шла высокая морская волна, чтобы ее поднять.

1964 г. 673. (451). (Сент. 2). Сын Мой, человечество в огромном своем большинстве очень мало думает о назначении жизни и еще меньше о подготовке сознания к послеплотному пребыванию. Мало готовят люди свои тонкие оболочки и разрежают их к переходу в Тонкий Мир. И религии мало в этом им помогают, ибо выродились в бездушное поклонение форме и отжившим словом, из которых было вынуто содержание. Люди разучились мыслить самостоятельно, но зато прекрасно научились мыслить по трафарету. «Так думают все» — это положение легло в основу мышления. Анализ и прогноз заменены спасительным «как все». Но жизнь сознания индивидуальна: один приходит в мир человек, и в одиночестве его покидает, и мучается, и страдает, и испытывает даже физическую боль индивидуально. Индивидуальность развивающейся монады отрицать невозможно, а потому формула «как все» не пригодна. Ответственность за мышление и поступки ложится на Индивидуальность — носительницу каждой последовательно воплощенной личности. Личность давно упокоилась в гробу со всеми своими отличиями и удостоверениями, но носитель ее продолжает свое существование в Мире Надземном, пожиная следствия ее земной жизни и неся ответственность за то направление, которое умершая личность дала своей Индивидуальности. Личность и ее интересы оформляли будущие следствия, в то время как должно было бы быть наоборот. Когда личность ничто, когда я сам по себе ничто, но дух, пребывающий в ней, он направляет течение жизни и руководит ею, тогда, и только тогда, личность может осмыслить ту роль, которая ей дается духом для продвижения духа. Подмостки жизни, и Сутратма — актер только тогда может хорошо и сознательно сыграть роль свою на Земле на этих подмостках. Грим и одежды — все временно, только пока на сцене, и нужны только на подмостках. Опускается занавес, и тотчас же и костюмы, и грим становятся совершенно не нужны, равно как и весь прочий реквизит. Это надо очень хорошо понять, прежде чем осознать сценичность жизни и временность всего того, что необходимо для исполнения очередной роли. Роль выполнить надо, иначе прогонят со сцены, но хорошо выполнить можно ее лишь при условии понимания происходящего. Каждая роль и хорошее ее исполнение даст нужный опыт для участия в следующей постановке, но в уже новой роли. В «Книге Жизни» записан весь прошлый репертуар данной Индивидуальности с подробностями того, что дала каждая жизнь, то есть выступление сутратмы на сцене земной. Сравнение жизни со сценой недостаточно полно, но все же оно дает представление о временности плотных условий. Мало на них указать, мало повторить много раз, надо, чтобы понимание это стало выражением всей деятельности человека в условиях плотного мира. И тогда можно иметь всё и владеть всем уже без чувства собственности, зная, что ничто не принадлежит и не может принадлежать нам, а всё — лишь на время, пока только лишь в теле. Разница в том, что знающий имеет вещи на время, незнающий воображает, что что-то может принадлежать ему в действительности. Предметы состоят из материи, материя — из атомов. Могут ли атомы быть собственностью человека? Вот почему знающий, освобождаясь от тела, не влечет за собой лохмотья призрачной собственности, которые плотно прилипают к незнающему и сопровождают его в жизни надземной. Груз земных пережитков тяжек в мире внеплотном, и избавиться от него нелегко. Понимание того, что Сутратма — актер, освобождает сознание от иллюзий земной Майи.