Грани Агни Йоги 1964, 764
1964 г. 764. (Сент. 28). Конечно, человек смертен, если отождествляет себя со своим телом или тем, что вложено в него воспитанием, образованием, принадлежностью к определенному классу и народности. Все эти наслоения эпохи и народности, к которым он принадлежит, меняются с каждым новым воплощением. Все, что меняется в человеке в зависимости от исторического момента, в котором он живет, не являет собою элементов бессмертия. Вечен тот, кто внутри человека созерцает все это, проходя через жизнь. Вечность Смотрящего и бессмертие Индивидуальности — явления разного порядка, ибо бессмертие, то есть непрерываемость сознания, как, например, в случае колдунов или братьев тьмы, ограничена определенными, правда, очень длительными, периодами времени. Для достижения бессмертия необходимо отделить в себе элементы краткой и большей длительности друг от друга и отнести первые — к тому, что смертно, вторые — к элементам бессмертия. Вот два человека: один — гениальный математик, другой — музыкант. В обоих проявляются способности духа, принесенные ими из прошлого и накопленные в пошлом. Это — элементы бессмертия, не преходящие со смертью физического тела. Правда, многое зависит от сочетания сканд, но каждая способность, выявленная или не выявленная в данном воплощении, но утвержденная и заработанная в прошлом, хранится в Чаше на все времена. Поэтому накопление элементов бессмертия заключается в приобретении тех качеств духа, которые, будучи утверждены, продолжают свое существование уже независимо от жизни или смерти физического тела. Овладеть плотным телом нелегко и непросто, но та степень овладения, которая достигается в данном воплощении, остается на будущее, и при рождении в новое тело человек овладевает им много быстрее, чем это делается обычно. Власть, приобретенная над телом, вступает в свои права не только над телом данного воплощения, но и над всеми последующими. Конечно, это овладение может усиливаться, или возрастать, но процесс уже идет из жизни в жизнь, охватывая периоды времени большой длительности. Хочу подчеркнуть, что усилия, затраченные на овладение плотью и подчинение ее воле, относятся к разряду бессмертных. Так же и воля проявляет свой непреходящий со сменою оболочек потенциал, который не зависит от того, в какое тело воплощается дух, мощь воли в себе утвердивший. Право, стоит жить и работать над собою, зная, что каждое усилие не пропадает бесплодно, но приносит следствия, перекидываемые за пределы не только данной, но и многих последующих жизней. Причина и следствие есть стороны, или аспекты, одного и того же явления, кажущийся разрыв между которыми в действительности не существует. Потому каждую причину следует рассматривать как непрерываемую нить, протянутую из прошлого или настоящего в будущее следствие. Нити эти могут быть от Света или от тьмы, то есть светлыми или темными. И никогда нить Света не даст следствия тьмы или наоборот. Отсюда — необходимость точно учитывать сущность каждой сознательно утверждаемой причины и точно знать, от тьмы она или от Света. Ведь могут быть элементы бессмертия тьмы и элементы бессмертия Света. Братья тьмы порождают и утверждают первые, Братья Света — вторые. Бессмертие бывает разное. И это следует знать.