Грани Агни Йоги 1964, 782

1964 г. 782. (Окт. 4). Пиши, пиши, пиши. Это нужно, нужно, нужно для будущего, будущего, будущего…

Психический аппарат человека сложен необычайно. Особенно труден он для понимания в вопросе сознания. В европейских языках даже нет терминов, которые могли бы выражать некоторые фазы сознания. Вопрос о сознании тесно связан с бессмертием. Человек бессмертен. Дух не умирает. Жизнь духа непрерывна, то есть продолжается вечно. Но в то время как продолжается эта жизнь, сознание может прекращать свои проявления и погаснуть. Даже будучи в физической оболочке, человек может терять сознание на известное время и все же продолжать жить. Во время сна физическое сознание прекращается, но тело живет. Жизнь и земное сознание не одно и то же, и жизнь может продолжаться без наличия сознания, в то время как сознание без жизни — никогда. Жизнь не означает жизнь только в плотном теле. Оно умирает, а человек продолжает жить. И эта жизнь, уже без тела, или вне тела, не прерывается ни на мгновение, хотя сознание и может отсутствовать. Земное сознание потухает, подобно потушенной свече, вместе со смертью тела, вместе с телом умирает и земная личность человека, имеющая паспорт, звание, местожительства и так далее, но человек не умирает, ибо только сбрасывает с себя низшие три оболочки и остается жить в оставшихся четырех (оболочках). Но жить совсем еще не значит осознавать эту жизнь. Продолжение сознания в оставшихся четырех оболочках зависит от ступени эволюции духа. Архат стоит на ступени непрерываемого сознания, которое он не теряет при освобождении от тела. Но это не есть земное сознание, то есть сознание данной личности, а есть сознание своей Индивидуальности, которая выражала себя в личности последнего воплощения и воплощений, предшествовавших ему. Смерть личности означает, что Сидор Петрович Иванов утрачивает все признаки, делавшие его таковым. Оставшаяся четверица не имеет ни звания, ни пола, ни национальности, ни отличий и особенностей земных и ничего своего: ни вещей, ни одежды, ни даже определенного облика. По привычке земной, которая переносится в Мир Тонкий, он может представлять себя и в действительности казаться европейцем или монголом, согласно тому, чем он был на Земле, но это лишь продукт его воображения, творящего его внешнюю форму. Тонкое состояние сознания умершего резко отлично от земного, и градаций и степеней этого сознания — без конца. Во время физического сна сознание спит. Умерший тоже погружается тотчас же в сон, вплоть до пробуждения в новых условиях. Во время такого сна сознание, конечно, не функционирует, прежнее, земное, потому что погасло, новое, надземное, еще не проснулось, ибо центр сознающий должен себя установить и приспособиться к осознанию новых условий. Человек бессмертен, жизнь в человеке бессмертна, дух человека бессмертен, но сознание его имеет несколько видов и подвержено смерти и угасанию и прерываемо, если он не Адепт. Личное сознание умирает вместе с телом. Тонкое сознание пробуждается после установления нового центра притяжения в оставшейся четверице. Последующая смерть тонкого тела и тела ментального тоже влечет за собою видоизменение сознания. Но вечным центром непрерываемой жизни является дух, сбросивший все оболочки, кроме двух высочайших и всех тех накоплений, без которых эти две высочайших не дадут духу сознательного существования. Сознание получают они от той оболочки, вернее, принципа, которая служит выражением «Я» в человеке, когда человек может сознательно сказать: «Я есмь». При этом необходимо отметить, что человек, погруженный в очень глубокий гипнотический сон, может вспомнить всё свое данное воплощение и даже одно или два, предшествовавших ему, но эти сознания и личности каждого из этих воплощений совершенно не знают друг друга, хотя и принадлежат одному и тому же человеку, то есть духу, прошедшему через эти воплощения. Конечно, более высокая ступень, а именно ступень Архата, позволяет осознать непрерывность жизненной цепи духа, на которой нанизаны бывшие прежде и умершие личности его бессмертной Индивидуальности, но на Земле для обычного сознания обычного человека это почти совершенно недоступно. Таким образом, можно видеть, что степеней и форм проявления сознания много и что только Высшая Триада может связать их все в одно. Поднять земное сознание до слияния его с Высшим сознанием Индивидуальности, перевоплощающейся из жизни в жизнь и проявляющейся в личности каждого очередного воплощения, можно при условии, если упорно и планомерно утверждать в обычном земном сознании элементы непреходящего, элементы бессмертия, элементы того, что в человеке не умирает, что каждый раз приносит с собой он из прошлого в новое тело. Качества духа, способности, склонности, тенденции и свойства его есть тот багаж, который накоплен человеком в его прежних воплощениях. Один родится гением, другой — посредственностью, один — идиотом, другой — талантливым, один — трусом, другой — храбрецом, один — с сильною волей, другой — безвольным ничтожеством. Это наследие прошлого есть достояние человека, которое можно сознательно углублять и наращивать, протягивая тем непрерывную нить в будущее и тем утверждая непрерываемость сознания, устремляющегося за пределы одного воплощения.