Грани Агни Йоги 1965, 827
1965 г. 827. (519). (Нояб. 21). Познание человека происходит так, что познающий смотрит со стороны, примеряя к себе или другим отношения людей. Точно так же можно оценивать и самого себя, встав от себя в стороне и рассматривая себя, словно как бы постороннего человека. Много интересного и нового можно обнаружить в себе при такой установке, в особенности в отношениях своих к людям. Обычно человек совершенно различно смотрит на свои собственные недостатки и на такие же недостатки в других. К себе — снисхождение и терпимость, к другим — нетерпимость и осуждение. Равнодушие к чужим переживаниям допустимо, но равнодушие и бессердечие людей к своим собственным и болезненны, и подлежат осуждению. Так, анализируя со стороны достоинства свои и недостатки, можно получить более или менее правильную оценку своей личности. Отойти от нее и посмотреть на нее со стороны необычайно полезно, ибо помогает отделению сознания от нее и освобождению его от ее власти. Связанность сознания со своей личностью порождает в результате то, что называется личным сознанием, то есть сферою малой, ограниченной, неверной и всегда ложной в своем представлении о вещах и в своем понимании характера окружающих его людей. Для познавания человека недостаточно одних только уроков жизни, хотя бы очень суровых и горьких, нужно еще и умение познавать явления с точки зрения неличной. И тогда суждение не идет от себя к себе, образуя замкнутый круг эгоцентризма. Тогда станет возможным понимание того, что часто даже хороший человек может в личном своем отношении к нам проявить и безразличие или какие-либо другие нежелательные и неприятные для нас свойства. Особенно интересно при этом отметить, как один и тот же поступок, совершенный нами самими и другим человеком, получает в наших глазах совершенно различную оценку. Пока не научимся мерить одинаковой меркой себя и других, от власти личного начала в себе, низшего «я», над сознанием не освободиться. Так можно начать пересматривать заново всю свою жизнь с самого начала, как бы со стороны, как бы жизнь постороннего человека, зорко отмечая все то, что подлежит осуждению и от чего следует освободиться.