Грани Агни Йоги 1966, 289
1966 г. 289. (Апр. 6). Подобно фотопластинке, взгляд обладает способностью запечатлевать вибрации света. В принципе цветная фотография должна бы фиксировать все цветовые оттенки шкалы света. Не тьма, но вибрации цветовых излучений, идущие от предметов, отмечаются фильмой. Но, кроме того, взгляд имеет способность не только отмечать, но и удерживать сеть света в пространстве. Взглянув пристально на что-либо: дерево, цветок, пейзаж, лицо человека и так далее — можно, закрыв глаза или перенеся взгляд на нейтральный фон, удержать увиденный отпечаток в сознании, то есть в пространстве перед собою. Эта способность у разных людей развита по-разному. Она может быть доведена до такой степени совершенства, что удерживаемое впечатление, или изображение, будет как живое, стоять перед глазами, даже заслоняя собою предметы, находящиеся перед глазами, далекие и близкие. Силой этой способности определяется власть человека над тем, что удерживает он перед собою, ибо в этом случае сознание уже как бы владеет данным предметом. Этим же путем возможно воздействовать и на людей или, во всяком случае, устанавливать с ними психический контакт через пространство. Вызванный в сознании перед третьим глазом облик получает вибрации вызвавшего его человека и, в свою очередь, сообщает ему свои воздействия, или эманации. Духовным взором создаются образования тонкой материи мысли. Стихии земли, воды, воздуха и огня на Земле выявляются в комбинациях плотных построений, те же стихии, но в тонком аспекте, создают видимость Тонкого Мира. Поэтому все движения мысли связаны со стихиями. Духовным взглядом оформляются стихийные образования тонкого порядка, или облики стихийных духов, связанные с этими образованиями. Так называемые эгрегоры различных человеческих объединений представляют собою облики подобных стихийных духов. Их породители — мысль и сознание. При известной тренировке возможно создать столь яркую картину желаемого предмета, лица или вида природы, что человек увидит их, а не то, что видит его физический глаз. Яркость подобных картин может быть демонстрирована на обычном гипнотическом сеансе, когда загипнотизированный субъект видит то, что вызывает перед его сознанием гипнотизер. Удержание сети света в пространстве показывает на способность человека владеть в момент удержания вибрациями света. Это явление репродуктивного порядка. Оно становится творческим, когда воображение вызывает в пространстве формы или создает эти формы уже независимо от внешних восприятий. Творчество это может быть ярким необычайно. Художники, скульпторы, поэты и писатели фиксируют его уже в плотных, видимых формах. Плотное творчество — это лишь отражение тонкого. Способность яркого, полного, красочного, детального до малейших подробностей воспроизведения в третьем глазу виденного предмета, предметов или лиц является основой многих феноменов и показателем степени могущества духа.