Мир Огненный I, 376

Так же покончим со смешанным пониманием групповой души1. Дух созвучий особенно сильно выражен в животных, когда индивидуальность не осуществлена. Но душа созвучная неправильно названа групповой. Переводы и толкования делают мешанину. Но даже Платон2, с половинчатыми душами, был не только ближе к истине, но выразил ее красиво. Так не будем употреблять неверный термин «групповой души» и заменим его «духовным созвучием». И в людях это созвучие является ценным достижением, оно создает индивидуальность. Не будем усложнять то, что может быть принято просто. Необходимо перед дальним путем запастись лишь наиболее нужным. Было бы прискорбно нагрузиться сложными кружевами и забыть ключ от врат Отчего Дома. Отец не нуждается в кружевах и бахроме. Запомните простейшие пути Света Агни. Конечно, читайте книги, ибо нужно знать пути мысли бывшей, но для будущего запаситесь лампою Агни.


 1 Групповая душа — термин, относящийся к теософской традиции и означающий общую родовую душу, которой якобы обладают животные одного вида. Е.И.Рерих дает следующий комментарий к данному понятию и данному параграфу: «Если бы животные обладали групповой душой, то откуда все разнообразие в их характерах? На одном скотном дворе коровы живут в одинаковых условиях, однако все они весьма разнятся в своих характерных особенностях и привычках; возможно, что при сильном неожиданном воздействии, при опасности они будут действовать согласно, но ведь даже люди малого сознания при всех паниках действуют не лучше стадных животных, будем ли мы утверждать, что они обладают групповой душой? Конечно, дух, или монада, пребывает всегда в своей первичной чистоте как в животном, так и в человеке, но лишь отложения, накопляющиеся от соприкосновения с прочими энергиями, слагают индивидуальность, или, если хотите, душу. Из этого, однако, уже ясно, что не может быть групповой души, каждая монада, собирая свои собственные накопления, или запасы, следует определенным эволюционным путем, ибо магнитное притяжение, лежащее в основании каждого жизненного фокуса, действует точно. Некоторые писатели смешали и понятие делимости духа с групповой душой. Ошибок много, и они неизбежны, особенно при наблюдаемой людской нечестности» (Письма Е.И.Рерих, 16.01.1935)

 2 «Напрасно думаете Вы, что проблема половинчатых душ не была разрешена великим Платоном. Великий Платон был посвящен в мистерии и знал тайны бытия, потому он и не мог выдать великие знания неподготовленным умам. Всегда давались лишь намеки на истину. Как сказано: „Открывший драгоценную формулу не может прокричать ее в окно, ибо, истинно, вред покроет лучшую пользу“» (Письма Е.И.Рерих, 08.03.1935)