Надземное, 284

Урусвати знает, что нередко проявляется двойственность человеческого сознания. Проще всего объяснить это одержанием, но, кроме того, утверждаются черты прошлого существования. Но могут быть и прозрения в будущее, отрывающие от настоящего, как самовнушение.

Также поучительно наблюдать, что такая двойственность проявляется гораздо чаще, нежели думают. Нельзя ее приписать лишь дурному характеру или привычкам, она будет как временное затемнение сознания. Некоторые из исследователей полагают, что происходит касание волн хаоса, которые выбивают сознание из его нормального состояния. Несомненно, такое наблюдение имеет основание.

Люди слишком мало изучают свое нормальное сознание, чтобы уловить отклонение. Мы постоянно советуем изучать сознание людей, чтобы найти всякие фазы отклонений. Нельзя полагать, что болезнь организма постоянно будет влиять на сознание. Иногда именно болезнь будет источником возвышенного сознания.

Не будем перечислять различных обстоятельств, которые утверждают разные состояния сознания. Теперь хотим лишь указать, что двойственность сознания есть явление весьма обычное, хотя и нежелательное. Оно тем вреднее, что не дает возможности повлиять на человека, ибо каждое его состояние будет нуждаться в особых приемах внушения.

Иногда двойственность бывает настолько противоположна, что невозможно вообще применить внушение. Каждую минуту могут произойти колебания, и внушение окажется бесцельным и даже вредным. Поистине, человек нуждается в изучении своей психической энергии.

Много опытов происходит, но следствия пока невелики. Причина в том, что исследователи наблюдают лишь отрывочно, и многие явления проходят без внимания.

Мыслитель указывал, чтобы каждое наблюдение происходило беспрерывно, и люди не вносили бы своих воздействий.