Грани Агни Йоги 1952, 574

1952 г. 574. А теперь о другом. Кто может сказать, что он знает или изучил какое-либо явление до конца? И можно ли изучить что-либо до конца, до глубины, до начала? Так при изучении всякого явления упираемся в Беспредельность. Потому углублять и расширять можно всё. Нет конца и предела ни одному явлению. И тот, кто в каждом явлении уже чует дыхание Беспредельности, стоит на верном пути. Ибо каждая вещь, будучи частью целого — Космоса, связана с ним, неотделима от него и в нем имеет свои корни. Беспредельность во всем, и все является выражением Беспредельности. И лишь обиход человеческий, вернее, сознание, породившее этот антикосмический ужас, отрезало себя от своей вечной родины. Потому сознание, погруженное в туман Майи, живет в мире призраков, живет в том, чего нет. В этом трагедия человечества. Жить в ярком мире очевидности, ярких назойливых призраков и нагромождений — вот удел, который избрало себе двуногое человеческое мышление. И если это еще не видно и не совсем понятно здесь, на Земле, где противодействие плотной материи мешает разгуляться творчеству ложно устремленной воли, то в Мире Астральном, где вещество стихийной материи в известных пределах доступно творческому воображению развоплощенного духа, дух неистово творит свое окружение, нагромождая один несовершенный образ на другой. Воображение нетренированное и несильное, не умеющее четко мыслить, воспаленное желаниями, творит часто неясные, несовершенные, неполные и расплывчатые макеты желаемых вещей, и они, эти подчас чудовищные в нелепости своей формы, громоздятся, как горы, вокруг порождающего их сознания. Насытившись одним, сознание, и не закончив, бросается к другому, и так без конца. И это в средних слоях. А каково же в низших, где творимые образы отличаются яркостью и деталями подробностей, особенно если при жизни человек умел не только смотреть, но и видеть. И все эти формы живут и пульсируют жизненной силой человеческой мысли, и все они несовершенны. Сделайте опыт. Пусть тысяча человек нарисует картину стоящего в отдалении дома, окруженного деревьями. Только четкое воображение художника даст подобие реальности. Всё остальное, все эти сотни рисунков, будут чудовищным искажением действительности, порой жалким и убогим. И так во всем. И так же с построением образов в Мире Астральном. Исказителем действительности можно назвать человека. Потому утверждается красота. Идущий стезею красоты не будет нарушителем Космических Законов. И там, в мире пластической материи, он, прилежащий красоте на Земле и наполненный ее творениями и выражениями, будет так же мыслить во благо. И образ каждого цветка, унесенный с Земли, каждого звука, каждого вида природы или прекрасного создания рук человеческих там даст свой плод в виде прекрасных образов, ибо любящий красоту, то есть уловивший ее элементы, уносит их с собой в сознании своем. Потому служение красоте есть Служение Истине, потому служители красоты есть Служители Света, потому идущий во имя красоты идет во имя Истины. Благо им, Красоту несущим и Красоту утверждающим.