Грани Агни Йоги 1955, 440
1955 г. 440. Рассмотрим явление пьянства. Как и в курении, вызывается оно обычно какою-то слабостью духа, не могущего собою овладеть, и только уже потом становится привычкой и повторяется уже без особых причин или нарушения равновесия. Первую стадию можно лечить, если стремиться подавить или, вернее, взять под контроль эмоции, его вызывающие. Вторая требует иного подхода. Дело не в пьянстве или курении, а в эмоциях, в астральном вихре, толкающем человека на этот порок. Именно внутренним неблагополучием или неуравновесием вызывается он. Вот с ним-то и надо бороться. Нельзя допускать, чтобы это астральное состояние овладевало сознанием, ибо опасность в том, что оно растет и потом уже всецело порабощает волю. Воля, огненная сущность ее, разрушается безвозвратно, сопровождая человека из жизни в жизнь своими изъянами. Как ржавчина в сталь, въедаются эти изъяны воли в существо духа, подвергая его возвратным ударам кармы. Нет ничего страшнее этого перевоплощающегося рабства у пороков своих. В запойном пьянице видим ужасное следствие прежних попустительств, которые в начальной стадии совсем не казались опасными или непреоборимыми. Волею овладевает страсть, и становится человек ее безысходным рабом. Но раба смерть освобождает от рабства и цепей, пьяницу же она ввергает еще в более страшное состояние, когда горящий пламень пожара уже не может быть удовлетворен вином. И становятся муки Тантала уделом астрального пребывания человека, поддавшегося этому пороку. Потому маломалейшее стремление к алкоголю недопустимо совершенно. Все начинается с малого: и хорошее, и плохое. Но плохое нужно останавливать в самом зародыше. Лучше в начале себя побороть, поступившись желанием своим, чем позднее оказаться перед ним совершенно бессильным. И побороть-то ведь очень легко, стоит только решить твердо, и бесповоротно, и раз навсегда. Просто надо, чтобы импульс воли оказался выше импульса желания, чтобы огонь решимости — сильнее огня вожделения. Битва огней. В ней побеждает более сильное пламя. Конечно, пьяница пресекает путь свой, ибо пьяниц в ученики не Берем и пьяниц из учеников Изгоняем. Нервные нити становятся непригодными для передачи утонченных вибраций, ибо нервное вещество под влиянием пьянства начинает заживо разлагаться и теряет свою восприимчивость. И лишь низшие астральные токи начинают иметь свободный доступ, являясь каналами низших воздействий. Открывается вход одержанию, и падение духа становится страшной действительностью, открывая перед ним бездну. Можно пасть так глубоко, что подняться сил уже не найдется. И приятная рюмка вина превращается в страшный символ падения в бездну. Ученик должен видеть не только начало, но и конец каждого явления или процесса, вещь в целом, обе стороны ее. Никакие самооправдания не помогут. Путь в бездну начинается с попустительства своим слабостям. Малое семя даст гигантское дерево зла. Уберите из процесса элемент времени, и следствие этого порока встанет во всей своей ужасающей наготе. Незнающий может найти себе оправдание и извинение, он де не знал, но что же может сказать знающий и видящий? Тому, кто знает, оправдания нет. Но даже и оправдание не поможет, если человек идет по пути в бездну. Не начало страшно, но конец, о котором не мыслят слепые. Надо крепко подумать, прежде чем сознательно становиться на путь самоубийства духа. Это самоубийство еще ужаснее и непоправимее, чем самоубийство тела. Учитель довольно Предупредил.