Грани Агни Йоги 1955, 441
1955 г. 441. (Авг. 21). Сегодня, как и вчера, как и раньше, как тысячи и миллионы дней тому назад, восходит и заходит Солнце. Жизнь совершает свой цикл. В этой жизни человек имеет свою часть. Но части эти у людей разные. Они столь различны и разнообразны, что их нельзя даже и сравнивать. Но в этом многообразии судеб человеческих есть одно поражающее единство: каждый занимает ступень на лестнице жизни, соответствующую высоте его развития. Каждый учит с ней урок и каждый преодолевает себя, настоящего, во имя себя, которому надлежит быть. Ступени различны. Ступень общечеловеческая имеет свои законы, обязательные для человека, но необязательные для животных. Но в пределах законов общечеловеческих каждая ступень предъявляет человеку свои требования, или моральные нормы, которые он должен соблюдать, если хочет подняться выше. То, что обязательно для одного, недоступно еще для другого и не понимается им. Но основные законы для всех даются Иерархом, стоящим во главе того или иного Цикла в начале его. Общая масса идет, подчиняясь этим нормам. Неподчиняющиеся отстают и потом присоединяются к человечеству низшего цикла. Особо успевающие выдвигаются и становятся людьми даже следующего Круга. Конечно, продвижение, и особенно быстрое, сопряжено с борьбой. Преодолевается ветхий человек, наследие прошлого, чтобы дать место новому, идущему на смену ему. И, конечно, при всех условиях и во все времена жизнь человеческая шла, и ныне идет, под знаком борьбы. Всякая борьба с внешними условиями, в конце концов, есть не что иное, как борьба с собою за утверждение в себе новых качеств, свойств и способностей, могущих отвечать новой ступени сознания и новых условий жизни, ей соответствующих. Человек периода свайных построек и современных огромных городов — не тот, но сущность жизни, то есть борьба и преодоление, остается неизменной. Так во всем, изменяющем свои формы, видим нечто постоянное. Если взять понятие мужества, то можно увидеть, что, хотя формы его выявления могут быть совершенно различны, равно как и условия, но сущность все же остается неизменной. Это же самое можно сказать и о всех прочих качествах. Постоянство пороков и качеств людских поразительно. Степень их выражения может усиливаться или уменьшаться, но любовь и ненависть тысячелетия тому назад таковы же, как и ныне. Потому утверждение качеств есть дело, которое является неизменной задачей человека, когда бы и где бы он ни жил. Не утвержденные ранее в той или иной жизни, они когда-то все же должны быть утверждены. Строя дом, человек знает, что строит его на время, на время приобретает одежду и вещи — все на время, все на срок, но качества приобретенные остаются с человеком навсегда и именно в той силе, в какой утверждены, но сохраняя способность расти и усиливаться, если к тому приложен новый труд. Причем качества по природе своей беспредельны, то есть могут усиливаться безгранично. Таким образом, в самом главном человек не ограничен ничем. Одни строительство внутреннего человека ведут под воздействием кармы — это большинство, другие строят сознательно. Все сложности жизни и все формы ее современные со всеми последними изобретениями и открытиями индустриального века целью своею имеют не то, что строится человеком, но именно созидание внутреннего человека и замену ветхого новым. Если эта цель не достигается и процесса, ради которого человеку дана жизнь, не происходит, его существование бесцельно и не оправдывает себя и все труды его напрасны. Так под все, совершаемое на планете человеком, подводится прочный фундамент целесообразности, и становится жизнь человека целеустремленной и осмысленной. Общее Благо не цель, но лишь условие, при котором главная цель — совершенствование человечества — достижима наиболее быстро. Так рост духа и совершенствование его лежат в основе эволюции и являются скрытым двигателем жизни. Это надо понять, иначе, утратив верное направление, можно потерять путь. Не может общество совершенствоваться и развиваться, если отдельные индивиды, не зная цели, не будут этого делать. Основой жизни является эволюция сущего во всех его формах.